21.05.2013 | 12:21

«В гостях у Арлекина»: кукольные театры собрались в Омске

Последние 8 дней кукольное братство со всего мира пребывало в Омске - «В гостях у Арлекина». Театр предметов, балет кукол, театр японского танца буто и сценическая анимация - для участников смотра фестиваль стал своеобразной интернациональной лабораторией по обмену опытом. А зрители увидели 20 спектаклей из 13 стран. Главная награда в этот раз останется в России. А вот приз зрительских симпатий отправится в Испанию. Рассказывают «Новости культуры». 

В Сибирь он приехал со своим маленьким пляжем. Щепки, ракушки, песок, камни. Испанец Тиан Гамбао, представивший на фестивале в Омске Театр рисующего человека, уверен, этого достаточно, чтобы рассказать историю, понятную без перевода. Человек-Жестянка ищет друзей, но сталкивается с непониманием тех, кто рядом.

«Театр безумно расширил свои границы. И сейчас споры возникают: может ли быть театр кукол без куклы, например. Как оппоненты говорят: "Извините, кукла – это не только марионетки и не только театр Петрушки. Это гораздо шире". И есть, как теперь говорят, кукольное мышление: можно играть живым планом, но в опоре на эстетику кукольную», - объясняет заместитель директора по научной работе Российского института истории искусств РАН Анна Некрылова.

Театр «Аистенок» из Иркутска с трудом разместил декорации на омской сцене. Спектакль «Пристань алых грёз» - это не только самая масштабная, но и самая затратная за всю историю театра постановка. Ее бюджет - более миллиона рублей. Знаменитую историю Александра Грина рассказывают куклы. Два с половиной часа диалога с молодежью.
«Самая большая проблема – проблема борьбы с медийностью. Люди уже перестали воспринимать человека как личность, которую нужно расшифровывать, - сетует главный режиссер Иркутского театра кукол «Аистенок» Юрий Уткин. - Дети уже маленькие приходят: в 8-9 лет, им нужно очень коротко подать. Спектакли сейчас стали стремительно укорачиваться. Спектакли уже делают 30 минут, 25 минут, потому что не выдерживают большого напряжения, сосредоточенности, они на рекламе воспитаны».

Режиссер Евгений Ибрагимов – дважды лауреат «Золотой маски», навсегда запомнил детские впечатления от народных черкесских игрищ. Там впервые увидел народный театр. Спустя годы отважился на эксперимент: в осетинском ТЮЗе поставил спектакль «Кавказские игры». Драматическим артистам пришлось стать кукловодами.

«Мы должны объединять Кавказ, Сибирь, Россию. Этот фестиваль международный. Через него мы можем узнавать традиции народов», - поясняет художественный руководитель Владикавказского театра юного зрителя «Саби» Владислав Колиев.

На фестивале в Омске театр «Шут» сыграл гоголевскую «Шинель». Продолжая традиции авторского театра, актеры коллектива из Воронежа выстраивают свои отношения с куклой по принципу «От образа к себе». История о том, что всякий человек бесценен, стала лучшим спектаклем фестиваля «В гостях у «Арлекина».

Новости культуры