20.09.2011 | 10:27

Подведены итоги Московской книжной ярмарки

Итоги Московской книжной ярмарки заставили всерьез задуматься о будущем русской литературы. Читатель вместо высокохудожественной прозы все чаще обращается к сиюминутным бестселлерам, бульварным романам и детективам. Есть ли у России шансы вернуть себе славу самой читающей страны мира, выясняли корреспонденты «Новостей культуры».

Московская книжная ярмарка показала: издателей становится больше, а интерес к чтению – меньше. Количество наименований книг увеличилось, объем тиражей сократился. В парадоксах разбираются на специальных форумах. Особенно не позавидуешь библиотекам. На вопрос «что ищет здесь оставшийся читатель», директор Российской государственной библиотеки отвечает: «То, чего нет в Интернете».

«Людей, которые читать в электронном виде приходят, порядка шесть-восемь тысяч в день, – говорит Александр Вислый, генеральный директор Российской государственной библиотеки. – Это те, кто не просто кликают на сайт наш, это те, кто читают минимум две-три страницы в ближайшие десять минут. Их – шесть-восемь тысяч человек в день, а ножками приходит две тысячи, поэтому я не знаю, какой библиотекой руковожу. Наверное, больше электронной, чем традиционной».

Основной контингент сайта РГБ – это люди, читающие научную и познавательную литературу. Читатели интернет-ресурса, возглавляемого Сергеем Анурьевым, ищут фантастику, детективы, и о том, как засолить огурцы или стать миллионером. Клиентов у этого сайта больше чем у библиотечного в десять раз. Одна проблема: от интернет-пиратов почти нет спасения.

«Когда ведешь легальный бизнес всегда странно видеть игроков, которые ведут этот бизнес нелегально, – говорит интернет-издатель Сергей Анурьев. – При этом еще пытаются популяризировать свои модели. Зачастую у них сайты более посещаемые, они не реагируют, не убирают никакой контент, распространяют любой контент, с ними соответственно приходится работать через суд, через милицию».

Как правило, книгу воруют уже через несколько минут после опубликования ее на легальном сайте. Интернет-пираты серьезно подрывают стабильность книжного рынка. Ежегодные потери оцениваются в семь-восемь миллионов долларов. Деньги теряет государство, издатели и писатели.

«Мой издатель присылает мне отчеты по продаже электронных прав, я могу вам сказать, за квартал я в среднем получаю 450 рублей, – рассказывает писатель Андрей Геласимов. – От книжных продаж и от электронных продаж разница колоссальная, даже не в разы в десятки, в сотни. Это не означает, что книг моих не скачивают, просто их не скачивают с лицензионного ресурса».

Впрочем, Геласимов не отрицает: в интернет-пиратстве есть и положительный аспект. Бесплатные книги – бесплатный пиар. По неофициальным данным, 90 процентов любителей электронного чтения скачивают книги именно с пиратских сайтов. Их создателям приписывают благородные цели по спасению самого процесса чтения. Купить хорошую книгу в магазине, особенно в регионах, многим не по карману. «Да и достойных книг на прилавке почти нет», – считает Борис Куприянов, не последний человек в книжном бизнесе. По его мнению, рынок давно монополизировали издательства, распространяющие массовую литературу.
«У нас не делается ничего для пропаганды и поддержки чтения, у нас книги отданы на откуп большому бизнесу. – говорит Куприянов. – В России никаких программ нет, в России нет поддержки независимых магазинов, нет льгот для магазинов по аренде, нет льгот для издательств по аренде, в России самый большой в Европе НДС».

С 2007 года в России существует национальная программа развития и поддержки чтения. «Первый этап завершен успешно»,- говорит Владимир Григорьев, заместитель руководителя Федерального Агентства РФ по печати и массовым коммуникациям. –
Целым рядом регионов созданы программы региональные поддержки чтения, включены в эти процессы библиотекари, учителя родители обращают внимание в том числе и книжные магазины в общем готовится следующий этап с участием средств массовой информации доносить какие-то тезисы до общества о необходимости книжной культуры и чтения».

Судя по задачам национальной программы – а она рассчитана до 2020-го года, через девять лет российский читатель должен стать активным и компетентным в выборе литературы, издательства должны выпускать больше хороших книг, а библиотеки начнут получать достойную поддержку. Оптимисты верят, еще есть время вернуть стране статус самой читающей в мире. Какая книга при этом победит: электронная или бумажная, не так уж и важно.