20.09.2011 | 13:03

В Москву привезли "Парижскую школу"

В Москву привезли «Парижскую школу». С творчеством интернационального сообщества художников, которое в начале XX века творило в районе Монпарнаса, можно будет познакомиться в Пушкинском музее. Сюда из частных коллекций и музеев со всего мира привезли более двухсот работ. Среди них – произведения Модильяни, Шагала, Пикассо, оригиналы которых российские ценители искусства еще не видели. Рассказывают «Новости культуры».  

Их объединяла только романтическая атмосфера Парижа. Именно они создали этому городу репутацию всемирной «столицы искусств». Шагал, Модильяни, Пикассо и еще десятки художников в начале XX века творили на Монпарнасе и создавали свои лучшие произведения. На пресс-конференции журналистам объявляют: «Похожей выставки в России еще не было».

«Они все вместе представляют собой авангард XX века. Мы довольно долго готовили эту выставку. Музей высадил десант в Париже два года тому назад», - рассказывает директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова.

Ирина Антонова лично договаривалась со многими французскими музеями и частными коллекционерами. Труднее всего было достать Хаима Сутина. В постоянной экспозиции в России есть только одна его работа - в Эрмитаже. Здесь на выставке для Сутина - почетное место рядом с Амедео Модильяни - для них двоих выделили целый зал. Художники дружили.

«Модильяни очень его ценил, он считал, что тот гораздо талантливее и способнее, чем он», - говорит куратор выставки Наталья Автономова.

Искусствоведы до сих пор не могут точно определить стиль, в котором творил Сутин. Гротескный, печальный, с особым национальным акцентом, в общем, он - сам по себе. Своя уникальная манера здесь почти у каждого. Позднее они дадут жизнь разным течениям: экспрессионизму, кубизму, сюрреализму. Работы яркого представителя радикального направления – фовизма. Мастер шокирующих сцен - Кес Ван Донген в откровенной «Испанской шали» - изобразил свою жену, а рядом себя. Художники часто изображали своих родных и коллег. На выставке это заметно особенно. Вот в центре зала - ключевая фигура «Парижской школы» - веселый и жизнерадостный художник Давид Видгоф - работы Ханы Орловой.

«Мне кажется, это совершенно выдающееся скульптурное произведение не только выявляет сразу нам характер, но и по пластике красивое. Нет ни одной лишней детали, и вот, если вы обойдете скульптуру, вы увидите, что Хана Орлова не поленилась, сделала резьбу на спинке стула», - отмечает заместитель директора по научной работе Андрей Толстой. Отдельное место на выставке выделили коллекции Парижского Музея искусств и истории иудаизма. Среди авторов - Кремень и Мане.

«Работы из нашей коллекции мы привезли в Россию впервые. Для нас очень важно, чтобы вы почувствовали эту энергию, эту страсть художников Парижской школы, чтобы больше о них узнали», - говорит куратор выставки Натали Азан- Брюне.

В следующем году Пушкинский музей отметит свое столетие. Выставку «Парижская школа» назвали одним из лучших подарков к юбилею. Искусствоведы признаются: сделали на ней много открытий для себя.

Читайте также: Художники «Парижской школы» в Музее изобразительных искусств имени Пушкина