20.05.2013 | 10:16

Печать. 20 мая 2013

В российском павильоне, открытом на Каннском фестивале, объявлены первые участники основной программы юбилейного – 35-го Московского киносмотра. Об этом пишут сегодня многие издания. В конкурсе две российские ленты – картина «Роль» Константина Лопушанского и «Скольжение» Антона Розенберга. В борьбу за «Святого Георгия» вступят также - голландский фильм «Маттерхорн» Дидерика Эббинге, «Дорожный патруль» польского режиссера Войцеха Смаржовского и японская лента «Долина прощаний» Тацуси Оомори. Какие ещё события вынесены на первые полосы утренней печати? – узнаем из обзора «Новостей культуры».

***
Музейный мир сотрясает война, которую по цеховым меркам впору называть мировой. Еще бы, пишут «Итоги»: в клинче сошлись две музейные сверхдержавы – Музей изобразительных искусств имени Пушкина и Эрмитаж. В центре спора – идея воссоздания Музея нового западного искусства, которая принадлежит директору Пушкинского Ирине Антоновой. Что же касается потенциальных трофеев, – то это сотни великих полотен, которые в случае победы москвичей отправятся из Петербурга в Первопрестольную. «Итоги», не отступая от батальной стилистики, предоставили свои страницы двум «главнокомандующим» – Ирине Антоновой и Михаил Пиотровскому – для обмена стратегическими ударами.

***
Он был лучшим русским режиссером независимого кинематографа. Такую оценку творчеству Алексея Балабанова со страниц «Известий» даёт его коллега Эмир Кустурица. Вместе с тем балканский мастер подтвердил, что был готов снимать фильм по сценарию русского режиссера. «В свой последний визит в Сербию Алексей рассказал, что хотел бы снять фильм о Сталине. И предложил мне стать режиссером этого фильма. Меня это предложение заинтересовало. Но у нас был только один разговор. Потом мы еще созванивались и планировали продолжить переговоры в конце лета». Я скорблю, что его больше нет с нами, продолжает Кустурица. Для меня его лучший фильм – «Брат». Поскольку именно в нём Алексей Балабанов обобщил всё, что думал о кинематографе. Российское кино сейчас следует за Голливудом, развивается по рыночным законам. Я думаю, что он с его одухотворенностью и особым киноязыком противостоял этому.

***
Что и как нужно сохранять? Исходить ли из принципа исторической справедливости и ломать позднейшие версии, сооружая новоделы по более старым образцам? Такими вопросами задаётся русская версия всемирного издания «The Art Newspaper», говоря о приближающейся реконструкции территории ВВЦ. В целом проблема сохранения памятников архитектуры непроста, пишет издание. И дело не только в том, что существуют злодеи, ради наживы – или по глупости – эти памятники разрушающие. Сложность в том, что, в конечном счёте, всё упирается в фигуру реставратора или сообщество экспертов, ибо они решают, что в конкретном объекте следует охранять. В 2014-м выставке исполняется 75 лет. И к этой дате будет создана экспозиция, которая не только представит богатства уникальной территории, но и станет площадкой для определения принципов работы с объектами, подобными ВВЦ - построенными в 39-м году и реконструированными в 54-м и 60-х годах прошлого столетия.

Новости культуры