21.09.2011 | 10:00

"Нужное искусство" в Центральном Парке культуры и отдыха имени Горького

IV Московская Биеннале современного искусства, не дожидаясь дня официального открытия, уже проникает своими специальными проектами в разные части столицы. По выбору Центра Современной Культуры «Гараж», одной из площадок биеннале стали обширные пространства Центрального Парка культуры и отдыха имени Горького. Вполне подходящие по размеру для 11 российских художников, которые ненавязчиво, иногда довольно функционально вписывают в окружающую среду свои произведения в стиле «паблик арт». Рассказывают «Новости культуры».

Инсталляции участников проекта «Нужное искусство» буквально «разбросаны» по всему Парку Горького. Без специальной карты не обойтись. Свой проект Кирилл Асс спрятал от людских глаз – в местной обсерватории. Зрителю предлагает смотреть не на звезды, а в замочную скважину. Так выглядит комната звездочета. Неподалеку – огромный бетонный луч Жанны Кадыровой. Кому он освещает путь, не вполне ясно. Игру с геометрическими формами продолжает Роман Сакин. К своей «городской скульптуре» разработал и инструкцию по применению

«Конструкция из шаров будет меняться по праздникам, – рассказывает он. – То есть на каждый праздник будет определенная схема как иероглиф, а в повседневной жизни положение будет хаотичное».

Участники проект «МишМаш» серьезно подошли к нуждам посетителей парка. В общественном туалете, построенном в 30-е годы архитектором Власовым, разместили практичную античную скульптуру из мыла. По мнению художника Михаила Лейкина, «это естественно для мытья рук, в месте, где есть в этом потребность».

Прямо за сценой, на которой и в будние дни собираются поклонники бальных танцев – инсталляция Ольги Трейвас, почти круглосуточная спортивная площадка, в которую вмонтированы фонари сталинской эпохи. Эту конструкцию назвать бы «Светлячки». Но Ольга Трейвас решила, что это будут «Мухи»

«Мне хотелось, как и насекомых, сначала заманить людей на свет, а потом не оставить им выбора - им нужно заниматься спортом», – рассказывает художница.

Эти художники будто вырвались из стен московских галерей. Решили удивить, развеселить, кого-то шокировать своими объектами. У кого-то из посетителей парка невольно возникнет вопрос, а зачем все это было нужно?

«Мы задали художникам вопрос - а как вы думаете, что сегодня для искусства означает быть нужным? – говорит куратор выставки Юлия Аксенова. – Каждый художник ответил абсолютно по-своему. Есть действительно объекты очень функциональные и буквально требующие, какого-то применения».

Всего представлено девять объектов. Организаторы надеются, что работы художников в целости и сохранности простоят хотя бы до декабря этого года.

Обнаружить все инсталляции действительно непросто, особенно если на дворе вечер: некоторые объекты настолько органично вплелись в инфраструктуру Парка Горького, что их действительно легко не заметить