21.09.2011 | 10:14

Печать. 21 сентября 2011

О том, как оставаться одним из лучших симфонических оркестров и чего ожидает западная публика от российских музыкантов, в интервью «Литературной Газете» рассказал дирижер, народный артист СССР Владимир Федосеев. Возглавляемый им, Большой симфонический оркестр имени Чайковского стал первым из российских коллективов, который постоянно выступает с концертами в Золотом зале венского Музик-феррайн и в этом году открывает там сезон. Прямую трансляцию этого выступления смотрите на нашем канале в воскресенье. Но не только Владимир Федосеев стал героем материалов «Литературки». Другие темы утренней печати – в обзоре «Новостей культуры».

***
«Очевидец, все постигший» – так озаглавлена редакционная статья «Литературной газеты», посвященная столетнему юбилею замечательного поэта Семена Липкина. «Очевидец» – так назвал Семен Израилевич свой первый поэтический сборник. А его перевод самой ранней эпопеи человечества называется «Сказание о Гильгамеше, все постигшем». Поэт видел разные времена: царские, революционные, сталинские, военные и послевоенные, хрущевские, застойные, перестроечные… И был очевидцем многих исторических событий. Но, как отмечает газета, в силу своего врожденного здравомыслия и честности, ни по какому поводу не поддавался эйфории. «Литературка» приводит слова, некогда сказанные юбиляром о судьбе отечественной словесности: «Я уверен, что великая русская литература, ставшая для мира тем же, чем некогда была культура эллинов, будет жить для грядущих на Руси читателей… Империя умирает, культура бессмертна».

***
Наука готова превратить сказку в быль. Во всяком случае, в этом не сомневаются «Аргументы и факты». Все идет к тому, что когда-нибудь ученые создадут шапку-невидимку – материал, способный укрыть от взора любой объект. Сейчас британские, американские и российские физики разрабатывают подобные метаматериалы. Вот что говорит завлабораторией «Метаматериалы» Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики Павел Белов: «… Вообще, поле для деятельности обширное… Мы придумываем свойства, которые нам нужны и которые не наблюдаются в природе, а потом под них разрабатываем материал».

***
Необычный скульптурный образ Гоголя рождается в Петербурге. Да ведь и сам Николай Васильевич, как заметил критик Писарев, – самый необычный поэт и прозаик, каких только рождала Россия. Если верить «Санкт-Петербургским ведомостям»,
уже в этом году памятник, целиком сделанный из железа, появится в саду скульптур Большого университета. Смысл идеи скульптора Никиты Степаненко таков. Скульптура Гоголя – некий пласт, символизирующий рукопись, а если смотреть более широко, пространство, и сам Гоголь появляется из него. Главное, что автор, по собственному признанию, уже «… определился с идеей, с образом. Скульптор ведь работает с духом, а не с материалом. Сначала рождается именно дух. Чувствуешь, он ожил – тогда можно вдувать его в материал».