21.09.2011 | 10:33

В Москве сегодня открывается ярмарка "Арт-Москва"

«Арт-Москва», единственная в России международная художественная ярмарка современного искусства, откроется сегодня. Всех заинтересованных в актуальном искусстве специалистов она собирает уже пятнадцатый раз. И третий год подряд ярмарка начинает работу не весной, а осенью, совпадая по времени с другими событиями в мире современного искусства. Но организаторы «Арт-Москвы» уверены - это не обостряет конкуренцию, а расширяет аудиторию. Рассказывают «Новости культуры».

Скидки не предусмотрены, но есть гарантия от производителя – все товары в единственном экземпляре. На любой вкус и выбор. О вкусах здесь, впрочем, не спорят. На «Арт-Москве», что покупается – то и продается; что пользуется спросом у российских коллекционеров, а иностранные здесь редкие гости, то и выпускает отечественная арт-индустрия. Не подстраиваться под вкус толпы, а наоборот формировать его, могут себе позволить только единицы, но даже крупные российские галереи вынуждены учитывать конъюнктуру.

«Конъюнктура не в качестве работ, а в том, что молодые художники очень трудно выходят на рынок, – считает член экспертного совета международной художественной ярмарки «Арт-Москва» Марат Гельман. – И галереи работают с художниками, у которых есть репутация и они известны во всем мире. Но опять же, на деятельность галереи самой это не влияет, но зато очень влияет вот на этот стенд, то есть на ярмарке, и здесь, и в Париже, и в Мадриде мы вынуждены сегодня не эксперементировать, а показывать художников, которые известны в мире».

В этом году на «Арт-Москве» половину пространства решили отдать на откуп иностранным галереям. Привезли работы из Австрии, Венгрии, Германии, США, Испании, Кубы, Румынии, Японии. Со стороны организаторов это смелый эксперимент. Ведь, по словам галеристов, российские коллекционеры предпочитают отечественного производителя. Пожалуй, только в искусстве они его и предпочитают. Хотя осторожность тут идет впереди азарта коллекционера. В отличие от Запада, говорит французский коллекционер Пьер-Кристиан Броше, в России неохотно приобретают в частные собрания инсталляции и громоздкие объекты, предпочитая живопись – то, что можно повесить на стенку.

«Коллекционеры на Западе сейчас могут – и мы это видели в «Гараже», когда Франсуа Пино показывал свою коллекцию – они могут приобрести грандиозные инсталляции 50 метров на 30, вот это есть у крупных коллекционеров», – говорит Броше.

За последние годы, говорят галеристы, в России сменился тип покупателя современного искусства – если раньше это были в основном бизнесмены, то сейчас к современному искусству потихоньку стали приобщаться чиновники всех рангов. Какие коррективы это внесет в развитие искусства в России, будет видно в ближайшие годы. Пока же на «Арт-Москве» выставляют искусство прет-а-порте, готовое к употреблению, это художественный мейнстрим. Все, что не вписывается в привычные каноны – на отдельной площадке. В этом году «Арт-Москву» совместили с фестивалем новой культуры, который проходит уже во 2-й раз. Здесь представлены экспериментальные виды искусства, в том числе они могут быть интересны и как специфический продукт для отдельных категорий коллекционеров. Например, вот эта видеоигра австрийских художников, которая представляет собой интерактивный взгляд на жизнь мигрантов и беженцев. Впрочем, это всего лишь игра – не в политику, в искусство.