21.09.2011 | 15:55

Пермский фестиваль театра и кино о современности "Текстура"

Пермский международный фестиваль театра и кино о современности "Текстура" объединяет на одной площадке российские, а также зарубежные фильмы и спектакли о сегодняшнем дне. На фестиваль приглашают заметных героев современного искусства, работающих с актуальными темами и сюжетами. Они превращают «Текстуру» в фестиваль-лабораторию. Рассказывают «Новости культуры».  

Лицо Владимира Сорокина на афишах фестиваля «Текстура». В программе – ретроспектива фильмов по его сценариям, читки его романов и пьес и даже посвященная его творчеству конференция - так чествуют классиков.

Увидеть, как классик собственной персоной участвует в театрализованной читке своего романа «Лед», собирается полный зал. Редкие кадры. До сих пор мало кто мог похвастаться, что присутствовал на публичных чтениях Владимира Сорокина. «Я очень редко читаю вслух, затея мне кажется излишней, достаточно и того, что написал, но бывают исключения», - признается Сорокин.

Исключение - по старой дружбе. Инициатор фестиваля «Текстура» - Эдуард Бояков - способствовал постановке оперы по либретто Сорокина «Дети Розенталя», ставит его пьесы в театре «Практика».

«Сорокин, которого все знают как писателя, на самом деле, ведущий драматург европейского театра», - убежден Эдуард Бояков.

И не только театра, но и кино. Ингеборге Дапкунайте играла в фильме «Москва» по сценарию Сорокина. Теперь читает за героинь его романа для публики фестиваля «Текстура». С большим успехом.

Вторая персона, удостоенная на «Текстуре» ретроспективы, - шведский режиссер и поэт Лукас Мудиссон. В Пермь приехать не смог. Не увидел акции режиссера Донатаса Грудовича – почтительный перевод на театральный язык фильма «Покажи мне любовь».

Отчаянная скука, одолевающая в фильме шведского режиссера молодежь захолустного городка Амаль, жителям Перми в эти дни не грозит. «Текстура» практикует максимальное приближение современной культуры к публике. Возможность перенять систему театра Derevo – у ее создателя лично - не уступает возможности услышать, как читает вслух свою прозу Владимир Сорокин. Вживую – здесь и сейчас – испытав на себе - единственный способ понять, как Антон Адасинский лепит из обычных людей универсальных актеров. Трактатов он не пишет.

«Без меня никто этого не объяснит, когда читаешь книги Гротовского, например, то ничего не понятно – другое дело увидеть в работе. Пусть пока жив – учатся», - говорит руководитель театра DEREVO Антон Адасинский.

Три дня Адасинский показывал участникам мастер-класса, как можно восемь часов подряд работать над собой. Оставил разогретыми для свершений.

«Антон – большая личность, он может много дать, и не себя дать, а помочь тебя найти», - объясняет участница мастер-класса Ирина Мальцева. «Тело, разум, фантазия, микроскопическое исследование – от пальца всего состава человека, и вот тогда можно переходить к чистой работе – чувство, образ, движение», - рассказывает участник мастер-класса Антон Купцов.

Одну из таких работ Антон Адасинский привез в Пермь. Спектакль «Мефисто вальс» - его ответ и Гете, и Сокурову. Сыграв роль Мефистофеля в фильме Сокурова «Фауст», Антон Адасинский сочинил спектакль о природе страха перед демоническим: насыщенно визуальный, наполненный движением, требующий выносливости, которой и спортсмен позавидует. Команда фестиваля скоро повезет спектакль Адасинского в Сочи, на Олимпиаду, в рамках проекта «Текстура-Олимп». Чтобы фестиваль не только жителей Перми радовал.