17.05.2013 | 12:14

Два века русской жизни – в истории моды

Два века русской жизни – в истории моды. В музее Москвы открылась выставка, рассказывающая о двухвековом преображении гардероба и предметов быта на фоне исторических перемен. 300 костюмов и 500 аксессуаров, мебель и ретро-автомобили разместились на двух этажах площадью более двух тысяч квадратных метров. В экспозицию вошли раритеты из фондов музея и частного собрания историка моды Александра Васильева. Рассказывают «Новости культуры».

На открытие этой выставки, кажется, собралась вся богемная Москва. Александр Васильев – в эпицентре камер. Большая часть сокровищ из его коллекции. Впервые в Москве мода представлена с таким вкусом и размахом.

«Это большое событие в стране, где нет музея моды, – говорит Александр Васильев. – Есть хотя бы эскиз, как оно может быть, эскиз, как мы вспомним об истории моды, как выглядел русский вкус».

Об открытии музея моды в России сегодня говорят громко и всерьез.

Дизайнеры, актрисы, модники и модницы пришли сюда не с пустыми руками. Из бабушкиных сундуков достали раритеты – старые кружева, шляпки, перчатки – хранящие дух времени.

«Мода – это тоже искусство, если оно создано руками великих портных, вышивальщиц культура и традиции у нас прекрасны и у нас есть что показать нашему народу», – говорит куратор проекта Наталья Козлова.

260 манекенов, на каждом не платье – произведение искусства. В туалетах из кисеи и батиста ходили русские модницы в начале XIX века. Перетянутая корсетом талия пугала своими размерами. В этих кринолинах гуляли француженки. А это – от Бризака. Первый русский дом «от кутюр», открытый в Петербурге, в 1865 жаловала сама императрица Александра Федоровна. Модницы не жалели денег. 200 ателье было в Петербурге. 100 – в Москве.

«Эпоха модерна были эпохой высокого шитья, – рассказывает Александр Васильев. – Тонкое кружево, тюль, бархат, аппликации вышивки бисером, стеклярусом все это определило уникальные туалеты эпохи Николая Второго».

«От ампира до вампира» – так шутливо называет коллекцию сам Александр Васильев. Раритетов здесь хватает. Это свадебное платье 1870 года пришло в музей Москвы из купеческой семьи Григорьевых. Их магазинчик папирос находился в здании политехнического музея. Розовое из немецкой слободы, с Бауманской улицы – его называли благословенное.

«За год до свадьбы, в день благословения невеста выходила в этом платье», – поясняет хранитель фонда вещевых материалов Музейного объединения «Музей Москвы» Тамара Троицкая.

Эти наряды пережили своих хозяев…стали свидетелями эпох. Расшитые бисером туалеты миллионерши Татьяны Набалдановой, вернулись в Россию спустя сто лет.


«У каждого платья своя история, – говорит Александр Васильев. – Уникальные модели были сделаны в Москве в 1913 году для миллионерши Татьяны Налбандовой, хозяйки завода петровской водки. В 14 году она увезла все свои наряды в Париж, где работала со своим мужем, а впоследствии его внуки открыли сундуки богатой русской эмигрантки».

Каждая эпоха определяет стиль, силуэт ..даже цвет. Мода в сталинское время аскетичная, не привлекающая внимания. А это послевоенные трофеи, привезенные советскими солдатами из Европы.

«Вот ночная рубашка, которая использовалась в виде вечернего платья в советское время, – показывает Александр Васильев. – В Германии в этом пеньюаре принимали любовников, а у нас в стране ходили в Большой театр».

Импорт доступен только высокопоставленным чиновникам. Про дефицит знают все. Это платье дочери маршала Малиновского из трофейных польских лент. Никаких фривольных акцентов – без декольте, мужчин нельзя отвлекать от строительства коммунизма.

«Советская мода была ограничена в тканях, возможностях, но не в идеях, – отмечает Александр Васильев. – У людей была фантазия. Впрочем, актрисы умели одеваться на западный манер».

Наталья Селезнева помнит, как выпрашивала платье для съемок в кабачке тринадцать стульев.

«У другой актрисы я выклянчила платье, – вспоминает актриса. – Оно было такой длины –это был шок. Но на следующий день все девушки Советского Союза отрезали свои юбки и появились мини».

Здесь наряды Людмилы Касаткиной и Татьяны Шмыги, Клавдии Шульженко и Майи Плисецкой, кстати единственной в то время обладательницы туалетов от Кардена и Шанель.

Хрущевская оттепель и Брежневские застойные времена, перестройка и наше сегодня. Мода – не только тенденции и бренды, это история прошлого и настоящего.

Новости культуры