21.09.2011 | 19:43

Найдена картина Николая Ге "Милосердие", считавшаяся утраченной

Ряд уникальных открытий сделали специалисты Третьяковской галереи накануне 180-летия со дня рождения художника Николая Ге. В ходе подготовки к юбилейной экспозиции, в которую войдут и полученные в июне этого года в дар 55 графических работ, и живописные полотна, была проведена масштабная экспертиза и реставрация. Всего зрители увидят более 200 произведений из запасников Третьяковки, частных коллекций и даже парижского музея Орсэ. Выставка Николая Ге откроется в Третьяковской галерее 18 октября при поддержке банка ВТБ. Рассказывают «Новости культуры».

Предположение, что за образами Понтия Пилата и Иисуса Христа есть еще один красочный слой, существовало давно. Но научного подтверждения теории не было. Лишь догадки, основанные на личных наблюдениях искусствоведов.

«Над головой Пилата мы видим такое проступающее темное пятно – абрис головы. Это действительно просвечивает контур бывшей здесь когда-то картины "Милосердие"», – показывают сотрудники Третьяковки. 

Теперь об этом можно заявлять открыто: полотно «Милосердие» уничтожено не было. «Что есть истина?» – ответ на этот вопрос работники музея искали два месяца. Сначала провели фото-анализ красочного слоя.

«Если мы видим здесь темно-коричневый фон, то сквозь трещины, которые называются кракелюром, просвечивает совершенно другая краска», – поясняет заведующая отделом научной экспертизы Государственной Третьяковской галереи Лидия Гладкова.

После этого началась самая сложная работа: сделали более трех десятков рентгенограмм, соединили их на компьютере и получили то самое изображение, которое соответствует фотографии, когда-то опубликованной сыном Николая Ге в журнале. Написанная как иллюстрация к словам из Евангелия: «А кто напоит нищего, меня напоит», картина «Милосердие» экспонировалась на 8-й передвижной выставке и вызвала неоднозначную реакцию современников. А позже, как оказалось, превратилась в другое произведение.

«Он пишет лицо Христа на изображении девушки. Он не счищает, не трогает, оставляет так, как есть, но перерабатывает эти черты женские в образ Христа», – продолжает Лидия Гладкова.

Требовательный к себе, Ге считал: если художник жалеет свои работы, он никогда не добьется успеха. Потому написанные полотна он часто уничтожал, резал на куски, а эти части использовал для других произведений.

«Часто под какими-то работами небольшого формата мы по рентгенографической экспертизе понимаем, что это отрезанный кусок какого-то большого, монументального произведения. Иногда мы видим какие-то записанные произведения, о которых мы читали, что Ге над ними работал, знали в письмах, но не находили их следов», – рассказывает куратор выставки Татьяна Карпова.

Один слух удалось опровергнуть: за изображением на полотне «Суд Синедриона» других сюжетов обнаружено не было. А вот «Христа в Гефсиманском саду» автор переписывал несколько раз: менял цвет неба, положение руки, лицо Спасителя. Искусствоведы хотят раскрыть все тайны Николая Ге. Исследованиям подвергаются и работы из собрания Третьяковки, и крупнейшие полотна, находящиеся в других городах и даже странах. Так, киевские искусствоведы были удивлены, когда узнали: в их собрании не одна, а две работы Ге. Это его «Автопортрет» и найденное под верхним красочным слоем изображение молодого человека – возможно, сына художника. Полный отчет о проделанной грандиозной работе Третьяковка представит в середине октября. На выставке, посвященной юбилею художника, будет специальный раздел.