22.09.2011 | 10:14

Художественный проект "Переписывая миры"

Отразить реальность так, чтобы было не только актуально, но и заманчиво-провокационно, - главная цель художников, участвующих в IV Московской биеннале современного искусства. Ее основной проект получил название «Переписывая миры». Какие средства и техники используют художники на этом пути, что за образы предлагают разгадать зрителям, и почему им так важен процесс «переписывания»? Ответы можно будет получить уже сегодня. Рассказывают «Новости культуры».  

Нет, это еще не перформанс, а последние приготовления к открытию четвертой биеннале. Комиссар Иосиф Бакштейн проверяет, как натянуты виртуальные струны, куратор основной программы Петер Вайбель, который, кстати, родился в Одессе, задается извечным русским вопросом «Что делать?», правда, на английском: What to do?

Участники четвертой биеннале уже почти все сделали – «переписали миры», каждый по-своему. Что из этого вышло? Cудить зрителю.

«Эти картины мира друг с другом взаимодействуют или вступают в диалог, и этот диалог и постоянно меняющаяся оптика взгляда художника - она и зафиксирована в формулировке "переписывая миры"», - объясняет комиссар московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн.

«Искусство – это зеркало мира. Биеннале – зеркало современного искусства. Получается такое двойное зеркало, в котором отражаются и современное искусство, и современное общество», - отмечает куратор основного проекта IV Московской биеннале современного искусства Петер Вайбель.

На четвертой биеннале - работы художников, которые используют и всячески поддерживают новейшие технологии и проекты, тех, кто целенаправленно критикует медиа. И хотя организаторы говорят о том, что все техники сегодня равны, экспозиция свидетельствует о явном преимуществе современных технологий.

С виду – обычная печатная машинка. Но художник Лоран Миньоно снабдил ее сенсорами. Сверху на лист бумаги направлен проектор. Набираешь текст, и появляются вот такие насекомые, которые буквально пожирают печатные буквы.

Художник из Германии, который называет себя просто Эвол, представляет видеоинсталляцию - «Площадь».Она показывает обновление, изменение и эстетическое разрушение одного из районов Берлина, где живет художник. «В этой работе – так много личного», - признается Эвол.

Михаэль Белицкий предлагает не наблюдать, а управлять реальностью. Ну, или хотя бы попробовать. В его инсталляции удачный выстрел еще не гарантирует победу - если котировки на реальных фондовых биржах в эту минуту упали, виртуальный успех оборачивается поражением.

«В данном случае джойстик – это такая метафора. Мы делаем выбор, но окончательное решение всегда за кем- то другим!» - отмечает художник Михаэль Белицкий (Германия).

Тин Тин Вулия из Индонезии предлагает переписать не миры, а поменять гражданство. Максимально упрощает этот сложный процесс, превращает его в игру, фарс.

«Сначала нам все же нужно пройти по специальной паспортной дорожке, которая приводит нас к такому автомату - теперь вы можете выбрать паспорт, но достать его не так-то просто. Сейчас я испытаю судьбу. Упс, не вышло - у меня не вышло», - говорит художник Тинтин Вулия (Индонезия).

Мысли и идеи современных художников во многом схожи, но все же общая картина четвертой биеннале немного напоминает Вавилонскую башню. Все говорят на разных языках изобразительного искусства, а «переписанные художниками миры», безусловно, поражают своей изобретательностью, но вот четких инструкций, как в них жить, художники так и не предложили.

Читайте также: Московская биеннале "перепишет мир"