16.05.2013 | 11:50

Музей нового западного искусства: быть или не быть

Быть или не быть в Москве воссозданному Музею нового западного искусства, будет решено после обсуждения вопроса профессиональным сообществом. 21 мая этой теме будет посвящено расширенное заседание Экспертного совета при Министерстве культуры России. Об этом стало известно сегодня в ходе видеомоста между Москвой и Петербургом. Напомним, что предмет споров и протестов с петербургской стороны, этот музей был создан в советские годы. Его экспозиция должна была служить рабочим и крестьянам иллюстрацией упадочности буржуазного искусства, его формализма. В 1948 году музей закрыли, а произведения поделили между Государственным Эрмитажем и Музеем Изобразительных искусств имени Пушкина. Рассказывают «Новости культуры». 

Создать грандиозное собрание импрессионистов, равному которому нет в России? Или не делать этого, чтоб не обеднять коллекции Эрмитажа и Пушкинского? Конфликт интересов двух крупнейших музеев двух российских столиц перерастает в глобальное обсуждение вопросов межмузейной реституции.

«Предлагаемый передел коллекций музейных не имеет никаких серьезных моральных оснований и является очень опасным прецедентом для и российской, и мировой музейной сцены. И он нарушает единство музейного пространства, которое мы столько лет создавали», - уверен Михаил Пиотровский.

Инцидент между Эрмитажем и ГМИИ начался после предложения Ирины Антоновой воссоздать Музей нового западного искусства. Основанный в Москве в 1923 году на коллекциях меценатов Щукина и Морозова, он был ликвидированная в 48-м секретным указом Сталина. Собрание передали в Пушкинский музей, но позже значительная часть – более трехсот полотен – оказалось в Эрмитаже.

«Эти вещи были переданы в Эрмитаж в качестве компенсации за то, что в Москву попали шедевры старых мастеров. Тогда в Москве появилось старое искусство, в Ленинграде — новое», - рассказал Михаил Пиотровский.

«Из Эрмитажа мы получили 201 картину, но мы их все раздали дальше, в музеи России! Это был просто "перевалочный пункт". Так что никакого ограбления, никакой компенсации не было!» - убеждена Ирина Антонова.

Михаил Пиотровский категорически против передачи полотен. Он уверен: ради таких шедевров, как «Танцы» Матисса, «Таитянки» Гогена, портретов кисти Ренуара в Петербург приезжают туристы. И их передача другому музею будет преступлением против Эрмитажа. Ирина Антонова удивляется бурной реакции петербуржцев. Говорит, что слова о возвращении – всего лишь предложение и призывает к совместной работе.

«Можно сказать: "Мы по-другому видим этот вопрос". Встретиться, поговорить. К этому я и призывала!» - поясняет она.

Музейный конфликт разделил мнения российской интеллигенции. Деятели культуры из Петербурга - за неприкосновенность музейной коллекции Эрмитажа.

«Я помню, как мы приходили в этот зал импрессионистов, как осваивала наша интеллигенция, наша Россия это новое слово в искусстве. Сколько было споров, сколько было ярости и непонимания, как мы уходили с помощью этих картин от сталинизма, от всей прежней жизни во многом», - говорит Даниил Гранин. - Никакой из российских музеев не имеет столь важной, сердечной привлекательности и необходимости для жизни, как Эрмитаж. А вы его хотите обезобразить, искалечить. Это недопустимо».

Чтоб разобраться в конфликте, у Департамента культурного наследия Министерства культуры есть время до 3 июня. Петербуржцы предлагают этот срок продлить. Минкульт на своем сайте предлагает любому желающему проголосовать «за» или «против» Музея нового западного искусства в Москве. И – прислушивается к профессионалам.

«Для министерства сейчас, прежде всего, важно мнение профессионального сообщества. Поэтому 21 мая мы проведем расширенное заседание с профессиональным сообществом и надеемся достигнуть общего решения по этому вопросу», - добавила Наталья Самойленко.

Главное – не нарушить созданное за последние годы музейное единство России, считают специалисты. Чтобы ни российские, ни зарубежные музеи вдруг не стали требовать друг у друга вернуть когда-то изъятые или национализированные раритеты.

 

Новости культуры