22.09.2011 | 10:14

Печать. 22 сентября 2011

«Необходимо восстанавливать и вновь создавать утраченные связи с собственной музыкальной традицией». Обратить внимание на эту общероссийскую проблему призывает «Российская газета». Издание публикует отчет о гастрольном туре Валерия Гергиева и Симфонического оркестра Мариинского театра по городам России. Именно в таких творческих поездках особенно очевидным становится то тяжелое положение, в котором находятся многие учреждения культуры, учебные заведения и концертные площадки. Современных залов в провинции практически нет. Надежды маэстро Гергиев возлагает на Сочи. Возможно, именно этот город станет новым культурным центром страны. Другие темы утренней печати в обзоре «Новостей культуры»

***
Как утверждает «Невское время», режиссер Алексей Учитель по-прежнему бодр, подтянут, полон идей и планов, и, помимо режиссуры, преподает, продюсирует, и возглавляет один из крупнейших международных кинофестивалей в России «Послание к человеку». На проблеме российских киносмотров Алексей Ефимович в подробном интервью газете остановился отдельно: «…многие фестивали у нас страдают «манией величия». Чтобы такого не происходило, мы работаем над специальным предложением: поскольку государство не имеет возможности финансировать все фестивали в полном объеме, необходимо ввести объективный рейтинг кинофорумов. Выявить, скажем, десять лидеров, которые вправе рассчитывать на государственную поддержку».

***
О проблеме воплощения на экране – и на телевизионном в том числе – первых лиц государства размышляет в «Аргументах недели» критик Татьяна Москвина. Автор прослеживает историю появления сначала в кино, а потом и на телевидении лидеров Советского Союза и, уже теперь, Российской Федерации. От Владимира Ленина до Бориса Ельцина. При этом, по утверждению Москвиной, больше всех повезло тому, кому и в истории – Леониду Брежневу, роль которого Сергей Шакуров сыграл, по выражению критика, «великолепно, «бриллиантно». Вообще же, по мысли Москвиной, «…творчество начинается там, где кончается история. Наши вожди ХХ века, сами по себе как они есть, вообще малопригодны для искусства, если их не приукрасить и не преобразить».

***
Казалось бы, наш, даже не очень просвещенный, читатель знает роман Булгакова «Мастер и Маргарита» практически наизусть. Оказывается, не совсем так. До сих пор этот удивительный текст преподносит сюрпризы. Прямую параллель между придуманными Булгаковым персонажами и реальными историческими лицами – а именно Фанни Каплан, Николаем Бухариным и Всеволодом Мейерхольдом – проводит на страницах «Собеседника» бывший жилец пресловутой «нехорошей квартиры» Рудольф Киббель. Как следует из его рассказа, Фанни Каплан жила в этом же доме на Садовой улице, в квартире номер пять, а в образе Воланда читается нелюбимый писателем Мейерхольд. Подытоживает соображения рассказчика Олег Ролдугин: «Киббель не считает, что его толкование Булгакова верное, полагает, что в романе зашифровано еще много секретов, и надеется, что найдется исследователь, который сможет их разгадать».