22.09.2011 | 12:02

В столице открылась ярмарка современного искусства

В среду в столице открылась «Арт-Москва», художественная ярмарка, которая за 15 лет проведения, во-первых, стала международной, во-вторых, научилась довольно адекватно отражать ситуацию на современном отечественном арт-рынке и в какой-то мере – ситуацию в искусстве вообще. В этом году российские представители «Арт-Москвы» активно работали на крупнейших европейских художественных форумах. Теперь настало время пожинать плоды этой активности в родном отечестве. Не только российские, но все участники ярмарки наделены равными выставочными площадями, и равной возможностью демонстрировать разумную меру в соотношении искусства и коммерции. Рассказывают «Новости культуры».

Что выгодно отличает Арт-Москву от магазина бытовой техники? Здесь не встретишь юношей и девушек в униформе, которые ежесекундно назойливо интересуются: что-нибудь заинтересовало? Хотя заинтересованность горит в глазах у каждого коллекционера. И это не ускользнуло от взгляда одного из главных фигурантов западного арт-рынка.

«Здесь принцип – быстро купить-продать, а у нас в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, работают более серьезно с художником, длительно, развивают его, стараются, что он в лучшие коллекции попал», – говорит эксперт арт-рынка Николас Ильин.

О вкусах здесь политкорректно не спорят, ведь часто уровень работ зависит от покупателей-коллекционеров, которым и стараются понравиться большинство художников. Впрочем, не только в России. Американец Уильям Джон Кеннеди производит государственную символику в фабричных масштабах. Его работы в коллекции американского президента Барака Обамы. Возможно, он найдет покупателя и в Москве – российский триколор предлагается за 100 000 евро.

Еще недавно основными потребителями современного искусства в России были бизнесмены, сейчас заинтересовались чиновники. Для одних искусство – модное занятие, для других – инвестиция, и лишь единицы собирают искусство ради самого искусства.

«Старая формация коллекционеров – это люди, у которых могла быть однокомнатная квартирка, забитая шедеврами, которые стояли огромных денег, – рассказывает галерист Владимир Фролов. – Ты продаешь одну картину и покупаешь роскошный дом, но люди этого не делали, потому что им не важно, какой быт. Это старая формация коллекционеров, сейчас им сложнее, потому что цены очень сильно подскочили, даже на молодых художников, они уже хотят серьезных денег».

В этом году на Арт-Москве половину пространства решили отдать на откуп иностранным галереям. Хотя российские коллекционеры предпочитают отечественного производителя. Пожалуй, только в искусстве они его и предпочитают. Ассортимент широкий – сорок галерей более, чем из десятка стран.

«Меня много лет сюда звали-звали, вот нашлось время, – говорит председатель синодального отдела Всеволод Чаплин. – Много пустого, много слишком коммерческого, но есть очень умные, серьезные работы, которые наполнены размышлениями о человеке, об обществе, об истории. И, что мне очень понравилось, очень много критики ценностей общества потребления – рекламы, денег, очень много критикуют».

Есть и более жесткие высказывания. Видео-игра австрийских художников придумана специально для политиков. Ироничный взгляд на проблему беженцев и мигрантов в Европе. Каждый раз, когда их права нарушаются, голубь на экране меняет окраску с белого на красный. Голубь становится красным практически каждую вторую минуту потому что так, по мнению художников, обстоят дела в Европе. В действительности, это всего лишь игра, не в политику – в искусство.