22.09.2011 | 15:44

В РАМТе впервые играют… "Рок-н-ролл"

В Российском молодежном театре сегодня впервые играют… «Рок-н-ролл». Так называется новая постановка по пьесе известного британского драматурга Тома Стоппарда. В центре сюжета – Пражская весна. Время действия протянулось с 68-го по девяностые годы. А все пространство сцены заполнила музыка. Вдохновленный успехом многочасового «Берега утопии» Стоппард сам предложил РАМТу свою пьесу. Рассказывают «Новости культуры».  

Это не концерт и даже не мюзикл. «Рок-н-ролл» Тома Стоппарда – гораздо больше, чем просто музыка и развлечение, это история целого поколения, всех тех, кто жил в эпоху железного занавеса. В центре действия – чешский студент Ян в исполнении Петра Красилова. Полная противоположность профессора-марксиста Макса – Ильи Исаева. Бросив университет в Кембридже, Ян возвращается спасать родину – туда уже вторглись советские танки. Отчасти он – Альтер-эго самого Стоппарда: что ожидало бы его в Чехословакии? Цензура, арест и тюрьма.

«Стоппард говорил, это не на сто процентов автобиография. Есть какие-то моменты. Да, он тоже из Чехословакии, тоже уехал в детстве в Англию, и живет сейчас в Англии, но при этом он также любит Чехию и любит Пластик пипл оф зе Юниверс», - говорит актер Петр Красилов.

Композиции гремевших в андеграунде чешских музыкантов The Plastic People of the Universe (не будучи диссидентами они тоже подверглись арестам) в спектакле дополняют Сид Баррет, Боб Дилан, Pink Floyd - это выбор автора пьесы.

«Стоппард был на наших репетициях. Он приехал к началу работы. Мы работали над текстом, уточняли смысловые оттенки, перевод. И по нашей просьбе он кое-где вносил необходимые корректировки», - отмечает режиссер Адольф Шапиро.

Мастер загадок и ребусов Том Стоппард заставил задуматься и актеров: рожденные в СССР, но не познавшие «Пражской весны», получили урок истории. Сложнее всего давались подтексты.

«Не только сложно интеллектуальный, с интеллектуальными текстами, а еще сложный исторический момент, который как бы нас плохо касается, мы достаточно плохо знаем, что происходило в Чехословакии в 68 году», - считает актриса Дарья Семенова.

То Кембридж, то Прага. Из одного десятилетия в другое. Спектакль, как и пьеса, сплетение разных тем: западного рок-н-ролла и древнегреческой поэзии Сапфо, трагедии одной профессорской семьи и счастья обретения свободы. При этом Стоппард подчеркивает, как трудно оставаться свободным даже в самом свободном обществе.

«Без этого ничего у меня не получается, если только не ухватить вот эту его, с одной стороны, такую боль, с другой стороны, такую иронию и такой сарказм, который ему очень свойственен. Мне кажется, это очень интересно, кстати, полезно, мне кажется, для нас», - говорит художественный руководитель Российского академического Молодежного театра Алексей Бородин.

Специально к премьере пьеса выйдет на русском языке. А затем на этой сцене появятся и прототипы героев: чешские и русские рокеры объединятся, чтобы сыграть благотворительный концерт в пользу хосписов и еще раз доказать, что рок-н-ролл жив.