15.05.2013 | 16:20

Впервые в России: выставка художницы Ребекки Хорн

Мультимедиа Арт Музей представляет первую в нашей стране персональную выставку классика современного искусства – немецкой художницы Ребекки Хорн. В 70-х её «телесные скульптуры» произвели настоящую революцию в искусстве. Сейчас её произведения украшают коллекции крупнейших музеев мира. Московская выставка представляет более тридцати работ, они демонстрируют основные этапы творчества Ребекки Хорн. Рассказывают «Новости культуры». 

«Второй раз в Москве, а город толком посмотреть и не удаётся, - рассказывает Ребекка Хорн, – работы много». Специально для выставки в России художник подготовила своё новое произведение «Чемодан беглеца». В том, что эта кинетическая инсталляция удачно разместится в атриуме музея, сомнений не было. Ребекка Хорн уже бывала в этих стенах и отметила сходство с Музеем Гуггенхайма, что в Нью-Йорке. Там художник уже делала инсталляцию, которая проходила едва ли не через всю спиралевидную конструкцию – лестницу, вокруг которой расположены залы. Приём может быть и похожий, вот только здесь – в Москве - своя поэтическая метафора. Это пространство Мультимедиа Арт Музея словно слилось с любовью художника к творчеству Пушкина.

«Это диалог, который происходит между чемоданом, внутри которого картина, и большой картиной на стене, которая называется чёрный дождь. Я написала и стихотворение, в котором заключено основное сообщение этой инсталляции – основное сообщение, которое я вкладываю в эту выставку в России», - объясняет художник Ребекка Хорн.

«Последние рукописи забиты в оконные щели для защиты от холода и снега. Один только угол в комнате сулит безопасность, до него медведь на цепи никогда не доберётся» - так звучат строки на русском. В Москву Хорн приехала с композитором Хейденом Чисхольмом, они сотрудничают уже 12 лет. Он автор музыки к ряду инсталляций.

«Я использовал саксофон и свой голос. Я знаю, что в России эту технику тоже используют», - рассказывает композитор, музыкант Хейден Чисхольм.

Свои первые уроки рисования Ребекка Хорн получила от няни, которая сама была художницей. Творить начала как перформансист. Каждая её работа основана на личных переживаниях. Почти год, проведённый в клинике, рождает «телесные скульптуры». В 70-х они стали настоящей революцией. Ребекка Хорн участвует в знаковых художественных форумах мира. Создаёт фильмы. Выставка в Москве - тоже движение – перед зрителем протекает целая жизнь – основные моменты пути от перформансов, лент - к движущимся объектам. Эта экспозиция – мечта и обещание, данное себе ровно четверть века назад, говорит Ольга Свиблова. 25 лет она следовала за творчеством Хорн, как заворожённый странник.

«Её работы для меня были квинтэссенцией того, что я понимаю под понятием искусства вообще и современного искусства в частности, -отмечает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. - Никогда в жизни я не стояла перед чем-то магически загипнотизированным. Когда я в первый раз встретилась с её движущимися объектами, в которых сам ритм – это что-то, о чём нельзя говорить словами».

Эти «Блуждающие огни» - бесконечное преломление зеркал, создающих тени, что падают на берёзы. Их специально привезли из Германии. Стоптанные ботинки мигрантов, черепа.… Всё вместе рождает ощущение, что после жизни остаётся что-то, уходящее в космос, - скажут одни. Другие убедятся, что человек не царь, а только частичка природы. Но едва ли метафоры Ребекки Хорн подвластны сознанию. Это, скорее, уровень чувств.

«Игла, которая как-то странно погружается в этот гипнотический бассейн с чёрной жидкостью, и мы видим, что происходит с этой тенью. И она всё время меняется. И можно ехать за медитацией в Тибет, а можно просто затихнуть на какое-то время перед этой инсталляцией Ребекки Хорн, и ты увидишь то же самое космическое переживание», - добавляет Ольга Свиблова.

Механизмы здесь - будто часть организма – иглу заставляют погружаться, а бабочку – порхать… её метафоры, в которых так просто увидеть чудо.

Новости культуры