15.05.2013 | 11:28

В Санкт-Петербурге открылся международный фестиваль "Александринский"

Технологии, оживляющие классику. В Санкт-Петербурге открылся седьмой международный театральный фестиваль «Александринский». В этом году форум проводят вопреки сложившейся традиции – весной. И для этого у организаторов есть очень серьезные основания – сегодня начинает работу Театральный Центр «Александринка-2», открывающий постановщикам уникальные технологические возможности в реализации творческих проектов. Большая часть фестивальных спектаклей будет представлена на новой сцене театра. А вот постановку «Невский проспект. Городские этюды» впервые сыграли пока на старой. Но по форме и сути она очень ярко подчеркивает новый вектор развития Александринки. Рассказывают «Новости культуры».

Пока идут последние приготовления к открытию новой Александринки, в её честь премьера – в основном здании. Спектакль «Невский проспект. Городские этюды» хоть и идет на сцене старой – это прелюдия к программе новой сцены. Театр, стоящий посреди Невского, решил описать тех, кто встречается сегодня на этом проспекте.

И сделал это – в жанре так называемых «физиологических очерков». То, что Белинский назвал «зарисовкой жизни быта простого народонаселения» в XIX веке было новшеством. У современных режиссеров герои Невского стоят не только на сцене, впервые за историю этого театра, перенесённой в центр зала. Они и на ярусах, и в зрительном зале. Полицейские, чиновники, гастарбайтеры, музыканты, но больше всего здесь – фриков.

«В каждом городе – много сумасшедших как известно, – говорит режиссер, народный артист России Валерий Фокин. – Но Петербург славится тем, что здесь много странных людей, ну, наверное, место как-то влияет, расположение, потому что, если посмотреть – эти же персонажи идут от Гоголя и от Достоевского».

«Местом всеобщей коммуникации» назвал Невский проспект Гоголь в своей знаменитой «Петербургской повести». Но от Гоголя оставили здесь мало. Пародия на нашу повседневность складывается не только и не столько из текстов классика. Трудилась целая команда молодых драматургов и режиссеров. Разгуливающие гоголи и пушкины; водолаз, которого достают из Невы; прямое включения из чума на Невском проспекте… И большинство из этих абсурдных ситуаций не выдуманы.

«Сцена аренды – это тоже часть и нашей жизни в том числе, потому что мы параллельно и до сих занимаемся арендой. Это основная наша деятельность. Помимо театра. Мы агенты по недвижимости», – рассказывают режиссеры и драматурги Александр Артемов драматург Дмитрий Юшков.

А монолог безумного реальное юмористическое письма горожанина в газету «Санкт-Петербургские ведомости». Написано оно в начале ХХ века:

«На площади Казанского собора действительно не было ни ограды, ни цветника, – говорит актер Алексей Паничев. – Там были просто булыжники. Какой-то человек, вид этот, говоря современным языком, беспредел, решил обратиться к властям. Мы как бы перенесли его на сегодняшний день и недовольства граждан всякими другими вещами возвели в третью степень».

Уровень сарказма и ёрничества зашкаливает почти в каждой из новелл. И Гоголь в них – скорее символ, ассоциация. Но вот идея спектакля в целом – гоголевская наверняка. Невскому проспекту нельзя верить. Всё здесь ложь и мираж. Но в этом проекте, подчеркивает Валерий Фокин, есть ещё один смысл. Это жест в сторону молодых. Для которых совсем скоро, неподалеку от всё того же Невского, – откроется по-настоящему уникальный театральный комплекс.

Новости культуры