15.05.2013 | 11:07

Выставка мастера архитектурной фотографии Игоря Пальмина открылась в Москве

Свет как фотообъект. Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет 25 работ Игоря Пальмина. Их объединяет один фотографический принцип: наблюдение за светом и его жизнью в архитектуре. Это исследование Игоря Пальмина длится с 80-х годов прошлого века. Он выпустил несколько книг о модерне и символизме, стал Лауреатом Государственной премии в области литературы и искусства. На выставке под названием «В сторону света» представлены лучшие из архитектурных серий художника. Рассказывают «Новости культуры».

Не осветительный прибор, и даже не главное условие для съемки. Свет для Игоря Пальмина – это Создатель, библейская константа. Отношение к нему – как к живой материи. Иногда, заранее выставив кадр, фотограф ожидал свой свет по сорок минут. Об этих моментах он и теперь рассказывает с волнением охотника, сидящего в засаде.

«И я смотрю, как он идет по стене, – говорил Игорь Пальмин. – И я жду оптимального – для себя оптимального, для вас он будет другой. И на некоторых кадрах я знаю – вот сейчас он будет. И у меня рука на тросике – и щелк – это как спортивная съемка. Как гримаса у человека».

Поэтическому воспеванию света он учился у Владимира Вейсберга – художника-нонконформиста, который добивался невидимой живописи – ее так и называли – «белое на белом». В 60-х Пальмин не только изучает характер и философию света, но и запечатлевает художественную жизнь нонконформистов. В его объективе – Оскар Рабин и Дмитрий Краснопевцев, Виктор Пивоваров и Владимир Немухин.

«Он творец очень серьезный, – отмечает директор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева. – И все те вещи, которые происходят вокруг его имени: нон-конформизм и великие художники, вся та аура, которая витает вокруг него она дает этот результат безусловно. Это не просто фотограф, не просто человек, который любит архитектуру. Это свидетель света на этой земле и он чувствует, видит, он живет с ним».

На нынешней выставке – работы давно известные, классические. Но подобранные и скомпонованные лично автором они выстраиваются в определенный контекст.

«Гениально скомпонованные фото, – считает архитектор Александр Бродский. – И огромное излучение энергии световой и эмоциональной из каждой фотографии. Здесь нет каких-то провисающих. Каждое фото звучит вровень со всеми остальными. Нет лучше, хуже – они все прекрасны».

В свои 80 лет Игорь Пальмин собственноручно и при помощи компьютера разбирает свои архивы, компонуя по тематике, стилю, цвету. Для нынешней выставки он сам сканировал изображения в незнакомом для него формате. Сын фотохудожника Юрий, тоже фотограф, преклоняется перед мастерством отца.

«Я эти изображения знаю очень хорошо, – говорит Юрий Пальмин. – Они значат для меня, как для фотографа, очень много, несмотря на то, что я работаю и с другими объектами, и с другой архитектурой, и делаю это по-другому. Но эти картинки для меня в концентрированном виде – мое образование как архитектурного фотографа, его очень важная часть».

25 работ – это классика. Увидеть которую просто необходимо тем, кто хочет знать, что такое архитектурная фотография в России, которая стремиться к свету.

Новости культуры