15.05.2013 | 10:08

Печать. 15 мая 2013 года

«От великого кутежа до великих фильмов», под таким заголовком в «Московском Комсомольце» вышла сегодня статья о 66-м Каннском кинофестивале. Председателем жюри этого года стал Стивен Спилберг. Отвечая на вопрос журналистов о том, как он будет судить, знаменитый режиссер, прежде всего, произнес слово «демократично». А потом с улыбкой добавил, цитата: «Впрочем, дайте мне время как следует оглядЕться, ведь я не участвовал в жюри международных кинофестивалей с 1976-го года!». А вот о самой программе Каннского кинофестиваля, уже точно можно сказать – она будет интересной, уверяет издание. Другие темы печатных СМИ – в обзоре «Новостей культуры».

***
На вопрос, зачем сегодня, в 2013 году, Театр Российской армии обратился к трагедии Алексея Константиновича Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», «Литературная газета» отвечает просто: затем, чтобы сегодня, в 2013 году, на сцене возник такой царь Фёдор, каким его задумал режиссёр Борис Морозов и исполнил артист Николай Лазарев, основываясь на тексте пьесы. Последнее замечание необходимо, поскольку, как считает издание, появилось немало спектаклей, где тексты классиков были использованы исключительно для режиссёрского самовыражения. И в итоге получалось, что не звучат великие пьесы и корёжится их смысл. Другое дело – нынешняя постановка на сцене Театра армии, поднимающая, по мнению Литературки, вечные вопросы – искушения властью, человечности и всепрощения. «Когда понятие совести, понятия чести, достоинства становятся относительными, проблематичными, если не исчезают вовсе… художнику как же молчать? Во все колокола бить надо – любые, большие ли, маленькие. И очень важно, что сегодня увидели мы такого вот Фёдора».

***
Как информирует «Коммерсант», Гете-институт и группа российских кураторов подготовили к фактическому началу цветения всего живого на территории средней полосы выставку о том, как современные художники описывают процесс прямо противоположный – увядания. Под крышей Музея экранной культуры «Манеж / МедиаАртЛаб» собрались 11 художников с проповедью смирения, настойчивого труда и медитативного постижения конечности всего сущего. Среди них есть как признанные классики – Йозеф Бойс, Он Кавара, Билл Виола,— так и художники, чьи имена российскому зрителю ничего не говорят. Подробно описывая представленные на выставке работы, перечисляя течения и школы, издание приходит к такому обобщению: «…У художников есть одна проблема: взявшись за такую тему, авторы не могут не претендовать на то, что знают о последней точке больше нас. Хотя всякому ясно: мы с ними равны».

***
На страницах «Невского времени» своими воспоминаниями о работе над фильмом «Собачье сердце» делится его режиссер Владимир Бортко. Картине в этом году исполняется 25 лет. Тогда, 25 лет назад, уверена газета – этот фильм стал явлением, откровением, а для многих жителей нашей страны дорогой к познанию самих себя и своей Родины. А приниматься за экранизацию, по мнению режиссера, можно лишь тогда, «… Когда ты понял, что именно хотел сказать автор своим произведением. Все остальные не поняли, а ты понял. Важно максимально бережно сохранить авторский текст».

Новости культуры