15.05.2013 | 09:12

К 80-летию со дня рождения Андрея Вознесенского в Москве открылась необычная фотовыставка

Его называли реформатором современной поэзии, учителем гражданской и внутренней свободы. К 80-летию со дня рождения Андрея Вознесtнского в столице открылась выставка. В экспозиции представлены редкие кино- , фото- и видео материалы из фондов «Дома Высоцкого на Таганке» и из личных архивов родных и друзей поэта. Рассказывают «Новости культуры».

Стихи не пишутся – случаются, так же, как однажды и случилась встреча молодого поэта Андрея Вознесенского и фотографа и оператора Генриэтты Перьян. С 60-х и до самых последних дней своей жизни поэт существовал в объективе ее камеры. Началось все с эпохи, когда поэзия собирала стадионы – свои уникальные снимки Генриэтта Перьян комментирует с волнением – как и тогда – в 62-м, в Лужниках, первый вечер поэзии Вознесенского для такой аудитории – 14 тысяч человек.

«Вот здесь мое место – мне повезло – я уже дорвалась до фотоаппарата, – рассказывает Генриэтта Перьян. – И я снимала всю эту панораму людей – и я была просто потрясена этим видом – как люди воспринимала поэзию».

А вот это – настоящая легенда – спектакль, который так и не вышел – «Берегите ваши лица» на стихи Вознесенского – репетировали с публикой всего несколько раз – именно там впервые Владимир Высоцкий исполнил свою «Охоту на волков».

«Все действие происходило на вот этих жердочках, – вспоминает Генриэтта Перьян. – И еще была такая вещь – они как ноты были разбросаны на нотном стане. Зеркала лежали на полу, актеры поднимали зеркала – и в них отражался весь зал Таганки».

Другой спектакль, «Антимиры» по стихам Вознесенского, цензура пощадила – он шел на Таганке около 900 раз.

«Каждый сотый спектакль отличался от предыдущих – потому что в нем звучали новые стихи и Вознесенский сам их представлял их на публике», – рассказывает куратор выставки Галина Урвачева.

Высоцкий и Вознесенский творили вместе, подписывали друг другу книги – и, судя по этим записям, относились друг к другу очень трепетно: когда Высоцкий пережил клиническую смерть в 67-м, Вознесенский откликнулся оптимистическим «Реквиемом» – опубликуют его годы спустя, заменив фамилию Высоцкого на Семенова. А когда самого Вознесенского не стало, фотограф Генриэтта Перьян поняла, что его внук Франческо – вылитый дедушка и, похоже, уже сейчас начинает собирать новый фотоархив.

Новости культуры