23.09.2011 | 10:35

Эдварду Радзинскому – 75

На вопрос о торжествах всегда отшучивается: «Юбилеи должны отмечать города и страны». Сегодня Эдварду Радзинскому - 75! Его называют самым популярным российским драматургом, глубоким историком и блестящим рассказчиком. В его книгах собрано огромное количество документов, но при этом он всегда остается верен драматургии. Историческое действо он всегда превращает в сцену, или вернее театр – театр Эдварда Радзинского. Рассказывают «Новости культуры».

Едва появлялась на свет пьеса Эдварда Радзинского – она тут же воплощалась на театральных сценах, сначала советских, а затем российских и зарубежных. Его имени было достаточно, чтобы у театра выстраивалась зрительская очередь. Андрей Житинкин гордится: их совместное «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» с участием Гурченко и Ширвиндта шло на сцене 12 лет.

«Он очень точно слышит время, – говорит Житинкин. – Я бы даже сказал, он сам и есть время. У него такое ухо – ухо художника с большой буквы. Всеобъемлющее понятие и при этом мастерство».

Одну из первых попыток создать совместно с Радзинским многосерийную кинокартину «Ольга Сергеевна» сегодня Александр Прошкин вспоминает с ностальгией. Это был творческий эксперимент: съемки начались, а сценарий не написан. Даже герои появлялись под артистов.

«Мне кажется, что метод его работы заключался в том, что он изучал сначала самих артистов, все про них начинал понимать и из них делать эту роль», – вспоминает Прошкин.

В конце 80-х Радзинский начал стремительно завоевывать телевидение. Его монологи о человеческих судьбах притягивали к телеэкрану всю страну. Автор, актер и режиссер в одном лице, он создал серию исторических портретов: Наполеона, Грозного, Лжедмитрия, Сталина, Распутина. И рассказал о том, какой он, театр самого Радзинского – на телеканале «Культура».

«Когда я вижу его на экране телевизора и он дает эту, как у вокалиста, эту ноту верхнюю «ля бемоль», и он на ней зацикливается, это значит, он в такие миры вылетает, он слышит такую поддержку», – говорит режиссер Роман Виктюк.

Эдварда Радзинского, несомненно, исследователя интересует, как говорит он сам, «бесконечность человека по обе стороны – добра и зла». Он как будто проникает в душу человека.

«И не важно, Сталин это или Наполеон – он всегда в достаточной степени увлекателен. Он не оставляет вам пространства для спора», – говорит Александр Прошкин.

Эдвард Радзинский признается: он не мечтает об орденах, не ищет званий. Лишь страстно желает остаться в истории новым Карамзиным.

О своей любви к театру Эдвард Радзинский расскажет сегодня, в программе «Мой театр. Фрагменты телеповести». Она выйдет в эфир нашего канала в 20.40. А сразу после нее смотрите художественный фильм «Еще раз про любовь».

Читайте также: 

75 лет Эдварду Радзинскому