23.09.2011 | 10:57

Наука для всех и на большом экране

Фестиваль актуального научного кино, который открывается сегодня в Москве, носит название «360 градусов». Это как раз тот угол зрения, уверены организаторы, под которым москвичи на протяжении десяти дней будут рассматривать мир науки. В программе – много премьер, и, главное, тех фильмов, которых в кинотеатрах не увидеть. Тема – наука не для ученых. Рассказывают «Новости культуры».

Динамично, доходчиво, дерзко и желательно в 3D – так сейчас принято рассказывать о науке. В этом смысле показательным кажется фильм немецкого режиссера Вернера Херцога. «Пещера забытых снов». О том, как во Франции ученые обнаружили древнейшие образцы искусства в мире. Пещерным рисункам примерно 30 000 лет. Любое изменение влажности воздуха - и они могут исчезнуть. Ученые сами попросили снять фильм. Наука и кинематограф на Западе уже давно идут вместе. Кино, отобранное для фестиваля, почти сплошь заграничное.

«Мы искали в основную программу полнометражные картины, которые сняты были для показа в кинотеатрах в Европе многие из них выходили в кинопрокат, – говорит Ирина Белых, арт-директор фестиваля. – У нас это пока не так развито, многие российские режиссеры сейчас снимают с помощью европейских продюсеров, а тех в российском документальном кино интересуют социальные, нежели научные темы».

Рассказывать о науке на Западе принято не вдаваясь в сугубо профессиональную специфику – иначе широкий зритель не поймет, а, значит, не заинтересуется. На первом месте в современном научном кино не факты, а вопросы. Заставить зрителя думать – главная задача.

«Приходит человек к своим друзьям и говорит, послушайте я никогда не думал, что у пчел тоже существует сообщество, также как и у людей, а почему оно существует? И совершенно далекие от науки люди – режиссеры, сценаристы – начинают свое собственное исследование. В результате получается очень интересное кино, которое посвящено не столько ответам на вопрос, сколько самой возможности задавать вопросы», – рассказывает куратор дискуссионной программы фестиваля Наталья Сергиевская.

Какие они – нанотехнологии? Смогут ли роботы заменить человека? И что произойдет, если докажут существование Бога? Такое кино зритель смотрит, не отрываясь.
Одним из самых успешных признан фильм француза Лора Дэлесаля «Какого пола мой мозг?». Режиссер задается вопросом: чем женский мозг отличается от мужского. И почему? Фильм особенно понравился директору Политехнического музея Борису Салтыкову.

«Нетривиальными абсолютно способами, абсолютно захватывающе отвергались разные гипотезы гормональные, генетические – все это иногда в шутливой юмористической манере – страшно интересно смотреть, а если бы просто рассказывать, как устроен мозг- скука смертная», – говорит Салтыков.

Вопросы, поставленные автором этого фильма, уже вызвали бурную дискуссию среди организаторов фестиваля. Журналисты научных изданий высказывали свое мнение, часто противоположное. Сошлись в одном: фильм, наверняка, будет интересен зрителю. А для фестиваля научного кино в стране, где этого кино почти нет, большего пока и не нужно.

Читайте также: 

В Москве стартует первый международный фестиваль научного кино