23.09.2011 | 15:41

Балканские гастроли русского балета продолжаются

На Балканах продолжаются Дни российской культуры. Духовный мост, который соединяет народы, – так образно говорят об этой культурной акции и организаторы, и участники, и зрители. В программе – неделя российского кино и гала-концерты солистов ведущих театров России. Для выступлений предоставлена крупнейшая площадка страны – Национальный дворец культуры, сопоставимый по количеству мест с Кремлевским дворцом. Уже в следующем году Болгария проведет ответную культурную акцию. А пока русский балет покоряет Софию. Рассказывают «Новости культуры»

С балкона Национального дворца культуры, идея строительства которого принадлежала дочери болгарского лидера компартии Тодора Живкова Людмиле, открывается лучший вид на Софию. Такой ее запомнят многие русские артисты – времени на осмотр достопримечательностей нет. В час – репетиция, в семь – концерт, и опять новая страна.

Такого в Болгарии не было на протяжении 20 лет. Четырехтысячный зал аплодирует пятнадцати лучшим солистам балета Мариинского и Большого театров. Все действо длится два часа. В зале аншлаг. Программа пытается охватить чуть ли не всю многогранную историю русского балета. От коронного черного Па-де-де из «Лебединого озера» до модерна.

Из-за травмы не смог участвовать в гастролях Юрий Смекалов – хореограф Мариинки. Его в номере «Расставание», неизменно вызывающем восторг публики, пришлось срочно заменять Игорем Колбом. Нынешний дуэт признается: год назад пришлось танцевать «Расставание» в похожей форс-мажорной ситуации. Эмоции на сцене неподдельные.

«В основе номера лежат истинные отношения между мужчиной и женщиной, порой очень тяжелые, но в то же время и трогательные, и нежные, где-то и с надрывом, слезами, горем», – говорит солистка балета Мариинского театра Елена Евсеева.

Наша знаменитая классика – в обязательной программе. Еще только начинается музыка Па-де-де из «Лебединого озера», а в зале уже звучат аплодисменты. Для полного успеха должно быть три-четыре классических па-де-де, из «Корсара» или «Дон Кихота».

«Пятая позиция, пируэт, 32 фуэте. В модерне никто не знает порядок. Можно не доделать, сэкономить – в классике такого не бывает. Классика – это основа всего. Но и научиться модерну тоже очень нелегко классическому танцовщику. И танцевать правильно, как это должно быть», – отмечает солист балета Мариинского театра, Анастасия Матвиенко, солистка балета Мариинского театра Денис Матвиенко.

Хореография Джорджа Баланчина и Михаила Фокина, Мариуса Петипа и Юрия Григоровича – балетное ассорти на любой вкус.

«Старшее поколение приходит на слово "русское" для них это ностальгия по тем временам, когда они учились в СССР, а молодежь пришла насладиться искусством балета. Они прежде всего реагируют на профессионализм исполнителей», – заверяет режиссер-постановщик Екатерина Галанова.

Бисы и овации получасовые. Болгары отдают дань русским традициям и рукоплещут экспериментам.