13.05.2013 | 19:42

"Шанель №5". Аромат как произведение современного искусства

При всей изощренности современных выставочных технологий, экспонировать такую эфемерную субстанцию как аромат довольно сложно. Но создатели выставки в парижском Palais de Tokyo рискнули. "Культура "Шанель №5" – это первый проект, целиком посвященный первому аромату нового времени. Революционная композиция, творение Габриэль Шанель и Эрнеста Бо, бывшего парфюмера русского императорского двора, вышла в свет весной 1921 года. Уловить ноту легендарных духов в духе эпохи попробовали "Новости культуры".

Весна в Париже задержалась почти на месяц. Еще несколько дней назад на Елисейских полях можно было встретить дам в мехах. Листья только начали распускаться, что для мая – аномалия. Такое состояние природы и погоды очень беспокоило организаторов выставки "Культура Шанель №5". Первая часть экспозиции – сад. Его посадили еще в январе. Но без солнечного тепла творение ландшафтного дизайнера к открытию выставки могло просто не взойти. Цветы распустились буквально на днях. Этот пролог задает тон всей экспозиции.

"Мы подошли к этой выставке творчески, пытаясь не только воссоздать эпоху Шанель, но и подчеркнуть, насколько Шанель современна. Мне кажется, мы сумели показать, что мир Шанель – это нечто большее, чем об этом принято думать. На выставке присутствуют экспонаты, которые позволяют отразить весь колорит эпохи Коко", – подчеркивает президент Центра современного искусства Palais de Tokyo Жан Де Луази.

Сад метафорически представляет мир мадмуазель Шанель – изящный и естественный, всегда меняющийся. Флористический экспонат служит переходом от городской среды к экспозиционному пространству. После завершения выставки сад останется тут навсегда. Авторы надеются, он станет одним из любимых мест парижан, а, может быть, еще одним символом праздника, который всегда с тобой.

Есть данные, что 300-метровая башня, созданная Гюставом Эйфелем, – самая посещаемая и самая фотографируемая достопримечательность в мире. Конструкция, задуманная как временное сооружение, не просто стала главным символом Парижа и всей Франции. Это пример того, как неприятие может обернуться обожанием. Природа любой популярности всегда немного тайна. Чтобы ее исследовать, Париж  пожалуй, самое лучшее место на Земле.

Создатели экспозиции стараются ответить на, казалось бы, риторический вопрос: чем объясняется феномен "Шанель №5"? Аромат, созданный 90 лет назад, остается популярным и сегодня. 

"Очень важно, что этот аромат разработан не парфюмером, а кутюрье. Коко Шанель создала этот прецедент. В духах есть что-то абстрактное. В то же время сама форма, которую она выбрала, остается актуальной, с точки зрения изобразительного жанра", – отмечает парфюмер Дома Chanel Жак Польж

Форма флакона напрямую связана с течениями искусства, популярными в начале ХХ века: кубизм Пикассо, эксперименты минималистов. Лаконичность, простая геометрия линий... Цифра в названии – тоже примета времени. Стравинский, близкий друг мадмуазель, в эти годы создает фортепьянную пьесу "Пять пальцев", авангардный художник Пикабиа – тоже человек ее круга – использовал числа в картинах. Шанель не просто прекрасно разбиралась в искусстве, но и сама стала частью этого мира. 

"На выставке – тексты Кокто, адресованные Коко Шанель, партитура Стравинского, рисунок Пикассо. Это сочетание дает особый угол зрения. Также представлены фотографии Артура Кейпела, первой любви Коко. Этот англичанин открыл ей мир книг и искусства, показал, что этот мир невероятно разнообразен, и он помог ей раскрываться в этой сфере как художнику особого жанра", – рассказывает куратор выставки Жан-Луи Фроман

Художником прежде всего Коко Шанель оставалась и в индустрии моды. Рекламные образы перекликаются с полотнами и скульптурами, воплощающими женский идеал. Над роликами всегда работают большие режиссеры. Парфюм "Шанель №5" стал одним из символов эпохи. Не только отражением, но и объектом искусства. В этом заключается еще один феномен Шанель. 

Новости культуры