13.05.2013 | 12:30

90 лет со дня рождения Исаака Шварца

Сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения композитора, народного артиста России Исаака Шварца, автора симфонических произведений, музыки к спектаклям и кинофильмам. Без мелодий Шварца невозможно представить десятки любимых отечественных фильмов. А всё потому, как отмечали режиссеры, что ему удавалось «не просто иллюстрировать события на экране, а лирически осмысливать их в музыке». Рассказывают «Новости культуры». 

Госпожа удача к автору этой мелодии композитору Исааку Шварцу была по большей части добра. Хотя и испытаний на его долю выпало немало. В 12 лет, сыграв Концерт Шопена, он стал победителем ленинградского конкурса юных дарований, а через год с матерью оказался в ссылке в Киргизии, отца посадили за антисоветскую деятельность. В 14 Шварцу пришлось обеспечивать семью, давая уроки музыки. Потом работал концертмейстером в театре, и вскоре начал сочинять. Вернулся в Ленинград Исаак Шварц только в 45-м. Госпожа удача подарила ему встречу с Шостаковичем, который поддержал молодого композитора - дал рекомендации профессорам и даже конфиденциально оплачивал его учебу в консерватории. Успех не заставил себя ждать. Его сочинения в симфоническом жанре были признаны коллегами и публикой. Но всенародную любовь принесла работа в кино. Шварц написал музыку к 125 фильмам. И какую музыку!

«Он всегда говорил, чтобы с неба свалилась мелодия, а дальше я разберусь. И вот с небес сваливались поразительные, исключительные мелодии, с которыми мы живем до сих пор и будем жить долго-долго», - отмечает режиссер Сергей Соловьев.

«Мелодии белой ночи» – фильм Сергея Соловьева сделан в содружестве с японскими кинематографистами, которые после ленты Акиро Куросавы «Дерзу Узала» с музыкой Шварца, ни о каком другом композиторе и слышать не хотели. Еще до премьеры фильма в Японии эту мелодию знали по пластинке, которая опередила фильм. Дирижировать оркестром Юрия Соломина учил Шварц, посвящал артиста во все известные ему тонкости этой профессии. Занимался с ним столько, что у Соломина болели руки.

«Я руку вынуть из кармана не мог, с трудом вынул руку, с трудом вставил ключ. Я позвонил ему: «Что ты сделал, я не могу руки поднять». Он: «Ничего, ничего, завтра встретимся». Я: "Дай мне перерыв". Он: "Ни в коем случае отдыхать нельзя, надо привыкнуть"», - вспоминает народный артист СССР Юрий Соломин.

Сам Шварц привык работать без устали. Столько переделывал музыку, менял что-то в партитуре, сколько просили режиссеры.

Друзья называли Шварца Сиверским отшельником. В середине 60-х поселился он в поселке под Ленинградом и старался оттуда не выезжать. Но все же первым из композиторов вышел на космическую орбиту.

Фильм «Белое солнце пустыни» советские космонавты считали своим талисманом. «Госпожа удача» до сих пор звучит на орбитальной станции.
 

Новости культуры