13.05.2013 | 12:09

Большой театр впервые в своей истории дает органный концерт

Большой театр впервые в своей истории дает сегодня органный концерт. На Основной сцене ГАБТа состоится торжественная презентация сложнейшего духового инструмента, специально созданного для главного театра России знаменитой немецкой органостроительной фирмой "Глаттер-Гец".

"Орган - царь оркестра, важная драматургическая "краска", без него опера не может жить", - сказал музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Василий Синайский. Он напомнил, что Чайковский, к примеру, воспользовался органом в "Орлеанской деве", Гуно - в "Фаусте", Римский-Корсаков - в "Садко", Пуччини - в "Тоске", а Верди - в "Дон Карлосе" и "Отелло". "И перечень этот можно продолжать и продолжать", - заметил маэстро, добавив, что нередко орган звучит и в балете, в частности, в "Ромео и Джульетте" Прокофьева.

Словом, орган Большому театру был крайне необходим. Кстати, впервые он появился здесь в далеком 1883 году. Однако инструмент был расположен неудобно: исполнитель не видел дирижера, и нужен был ассистент, дублировавший его жесты. Чтобы исключить эти неудобства, в 1913 году в Большом театре установили другой орган, который был заказан у всемирно известной органостроительной фирмы "Э.Ф. Валькер". Тот инструмент прослужил более полувека, но пришел в негодность и был заменен электроорганом. Что, впрочем, не снимало с повестки дня вопрос о новом духовом органе. Эти планы удалось воплотить в реальность, лишь когда в театре началась глобальная реконструкция.

Тендер на изготовление и установку нового духового органа в Большом театре в ходе его реконструкции выиграла немецкая органостроительная фирма "Глаттер-Гец". К тому времени она уже успешно зарекомендовала себя в России. Инструменты этой фирмы украшают такие крупные концертные площадки, как Московский международный Дом музыки и концертный зал Пермской филармонии. Взявшись за изготовление органа для Большого театра, фирма "Глаттер-Гец" подписала контракт с компанией "Бош Рексрот", которая выступала генеральным подрядчиком в процессе полной модернизации техники исторической сцены ГАБТа.

Орган Большого театра оснащен 1819 металлическими трубами, сотней деревянных труб, 31 регистром и 2 клавиатурами. Общий вес органа составляет 8 тонн. Его игральный стол изготовлен из дуба. Для расположенных на нем белых клавиш использовано покрытие из слоновой кости, а для черных клавиш покрытие выполнено из эбенового дерева.

Когда этот музыкальный гигант был доставлен в Большой театр, последовала кропотливая работа по его сборке и установке. Но, разумеется, самое пристальное внимание было уделено звучанию инструмента. Отлаживание всех механизмов проходило под неослабным контролем международных экспертов в области акустики. В итоге уникальный инструмент был принят авторитетной комиссией, в которую вошли представители Большого театра и специалисты "органного дела".

Сегодня все возможности нового органа впервые сможет оценить и широкая публика. Презентация "короля инструментов" обещает быть захватывающим, праздничным действом. Наряду с популярными сочинениями признанных классиков органной музыки Баха, Франка, Вьерна, в концерте прозвучат оригинальные произведения для органа менее известных авторов, а также органные переложения симфонических и фортепианных сочинений Моцарта, Вагнера, Мусоргского и Чайковского.

Откроют и завершат торжественный гала написанные специально для этого вечера "Королевские фанфары" Екатерины Мельниковой. Одна из ярчайших представительниц российского музыкального искусства, выпускница Московской консерватории и Лондонской Королевской академии музыки, она сочетает в себе таланты органистки, композитора и импровизатора и сегодня выступит перед публикой Большого театра во всех своих творческих ипостасях.

В концерте примут участие и другие ведущие российские органисты. В их числе - профессор Московской консерватории, главный редактор журнала "Орган" Евгения Кривицкая; ректор Казанской консерватории, народный артист России Рубин Абдуллин; профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный артист РФ Даниэль Зарецкий; а также гость из-за рубежа - профессор Высшей школы церковной музыки в Гейдельберге и Высшей школы музыки в Базеле Мартин Зандер (Германия).

ИТАР-ТАСС