13.05.2013 | 10:47

Сегодня Николай Пастухов отмечает 90-летие

«Его сердечность далека от слезливой сентиментальности. Его размышления о жизни - не праздное философствование, рассчитанное на то, чтобы поразить кого-то неординарностью суждений». Так пишут о Николае Пастухове критики. Сегодня народный артист России, не раз с блеском воплотивший на сцене и в кино образ «маленького человека» отмечает 90-летие. Поздравительную телеграмму ему направил президент России Владимир Путин. Рассказывают «Новости культуры».

Ему было 13, когда он решил, что станет актером. Кумиром юного Николая Пастухова был Александр Остужев – увидел его в роли Отелло, несколько дней ходил потрясенный тем, как актер проживает любовь. Через три года, в 39-м, Пастухов сам оказался на сцене Театра Красной армии. В массовке и ненадолго – наступила война.

«Когда он уходил на фронт, его благсоловил Попов, более того, Николай Исаакович писал ему письма, Попов ему отвечал, – рассказывает главный режиссер ЦАТРА Борис Морозов. – Всю войну в своем солдатском рюкзаке он носил «Сон в летнюю ночь» – это с репетиции спектакля, с которого он ушел на фронт».

Два тяжелых года на фронте – Николай Пастухов горел в танке, был ранен в бою под Великими Луками, в прибалтийской операции 44-го, в сложной и затяжной битве за Ригу, телеграфист Пастухов обеспечивал связь – за это был награжден орденом Красной звезды. В 45-м вернулся в театр и снова – в массовку. Но каждую крохотную роль актер проживал, придумывал своим безмолвным героям судьбы. «Многие краски пришли из тех военных дней, – рассказывал Пастухов, – от моих друзей, и всех, тех, кого я встречал на фронте».

«Когда я думаю об этом веке и об этих людях, сколько же в этом веке сломленных судеб, жизней. Которые в общем-то ничего не имели», – говорит Николай Пастухов.

Одна из первых главных ролей в театре – летчик-ас в «Настоящем человеке». В этом образе Пастухов покорил театральную Москву. «Его Мересьев получился человечнее, чем в повести Полевого», – писали критики. Не идеализировал излишне, показал простым – настоящим – человеком.

Еще одна яркая роль Пастухова – в «Святая святых». Те, кто знают актера, отметили: сыграл самого себя.

«Он играл человека, который пытался сохранить душу в тех условиях, – рассказывает историк театра Анатолий Смелянский. – И выяснялось, что это ее можно всегда сохранить. Не лезь. Не занимайся карьерой, не делай какую-то жизнь, которую тут делают. Будь самим собой. И он это не декларировал и не указывал – он предъявлял сам собой».

«Вафля» в спектакле «Дядя Ваня» открыл Пастухову дорогу в кино. Андрей Кончаловский, снявший по этой пьесе Чехова фильм, актера утвердил без проб – таким точным показалось ему попадание. Именно после этой кинороли Сергей Соловьев пригласил Пастухова в картину «Станционный смотритель» – Самсона Вырина режиссер не мог найти несколько лет.

Пастухов Самсона Вырина назвал ролью своего сердца. Похудел на десять килограмм, работал на износ, заработал воспаление легких. Пятнадцать дублей знаменитой сцены – проваливаясь в тающие сугробы, актер пробежал пять километров.

И все же главных ролей у Пастухова немного. За ними и не гнался – зрителям запоминался даже крохотный эпизод с его участием – такими яркими и точными были его простые герои. Себя актер тоже считает простым, уверен в его судьбе нет ничего удивительного. Говоря о Пастухове, часто вспоминают слова Бердяева: «русский талант по природе своей стыдлив». Этим он и близок: скромный и настоящий, большой актер маленьких ролей.

Новости культуры