08.05.2013 | 15:57

"Дягилев и русский балет" в Национальной галерее Вашингтона

Легендарная фраза "Удиви меня!", которую Сергей Дягилев бросил Жану Кокто, не только дает представление о характере великого импресарио. Это и ключ к феномену "Русских сезонов". Их вечное притяжение – в их вечной новизне. Испытать это ощущение теперь предстоит жителям Вашингтона. 12 мая в Национальной художественной галерее в столице США открывается выставка "Дягилев и русский балет". Рассказывают "Новости культуры".

Идею этой выставки американцы подсмотрели у британцев в Музее Виктории и Альберта. Кураторы в Вашингтоне поправляют: лондонская экспозиция просто стала "источником вдохновения". И в самом деле, в этих ли залах размышлять о цитировании и заимствованиях, если современный танец, живопись и музыка, кажется, все вышли из дягилевского костюма и его же феноменальных постановок.

C 1909 по 1929 годы существовала его балетная компания. Двадцать лет смелостью творческого гения Сергей Дягилев брал города в старой Европе – "Русские сезоны" в Париже, Монте-Карло, Лондоне. Затем покорил континенты. Спустя век, он вновь потрясает воображение вашингтонской элиты. 

"Петрушка", "Весна священная", "Аполлон", "Жар-птица" – исключительные постановки. Я думаю, что американская публика сможет понять, что "Русский балет Дягилева" – это основа современной культуры, там ее корни. Когда балет вдруг стал генератором передовых творческих идей, объединяя не только танцовщиков и хореографов, но и великих художников и музыкантов", – подчеркивает куратор выставки Сара Кеннел

Декорации к балетам рисовали Матисс, Пикассо, Гончарова, Ларионов  многие имена миру открыл именно Сергей Дягилев. Костюмы  по тем временам непозволительно откровенные или, напротив, чрезмерно объемные – придумывали Леон Бакст, Коко Шанель, Николай Рерих. А музыку к постановкам писал Стравинский. Фейерверк гениев двадцатого столетия, собранный Дягилевым, который доказал: быть импресарио – тоже великое искусство. 

"Это первая выставка подобного рода, и, на мой взгляд, это великолепная выставка", – отмечает директор Национальной галереи искусств Эрл А. Пауэлл III

В числе 135 экспонатов не только балетные костюмы, рисунки, афиши и фото, но и единственная киносъемка репетиции оригинальной постановки "Сильфиды". 1928 год. По-видимому, тайно сделанная запись продолжительностью тридцать секунд. Импресарио категорически запрещал снимать свой балет.

Новости культуры