08.05.2013 | 15:52

К 80-летию со дня рождения Андрея Вознесенского

12 мая 2013 года – 80 лет со дня рождения поэта Андрея Вознесенского. В этот день телеканал «Россия К» покажет документальный фильм «Андрей и Зоя» (начало в 21:15), а 13 мая в 17:15 будет показан концерт для поэта, смешанного хора и оркестра «Поэтория».

Фильм «Андрей и Зоя» – это исповедь Зои Богуславской, жены, друга и музы знаменитого поэта Андрея Вознесенского; монолог настоящей женщины; человека, умеющего понимать и ценить талант других людей. Это история истинной любви, рассказанная без малейшего налёта ханжества и недосказанности, которая разворачивается на фоне судеб людей, представляющих цвет российской культуры: это Василий Аксёнов, Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Лиля Брик…
Зоя Богуславская была участницей знаковых событий второй половины XX века и наблюдала, как складывались отношения советской литературной и театральной богемы. Искренне, без купюр и патетики, легендарная «Оза», как называют Богуславскую, рассказывает о том, какие правила существовали для творческой элиты и какие нормы постоянно нарушались, как устраивали свой быт и как выглядел «гламур по-советски».
Фильм снимался в разные периоды жизни Богуславской. Одна часть – при жизни Андрея Вознесенского, другая – уже после его смерти. Перед зрителями предстанет фигура выдающегося поэта глазами женщины, без которой и он сам, и его поэзия были бы совсем иными. Отношения Вознесенского и Богуславской были не просто самым ярким романом в литературном мире, но и примером необыкновенной любви и преданности. Именно Андрей выбрал Зою, как будто почувствовал, что только в ней его спасение и с ней его судьба. Сначала она сопротивлялась. Состоявшаяся женщина – литературный критик, писатель, драматург – Богуславская не была готова к переменам в личной жизни. Но он настаивал, и она сдалась. И оставила ради него благополучную жизнь и семью. С тех пор они всегда были вместе и в счастье, и в горе.

«Поэтория» написана Родионом Щедриным на стихи Вознесенского из сборника «Ахиллесово сердце».
В трех частях концерта раскрыта, по словам самого композитора, тема Родины: Россия военная, художники предреволюционные и Россия сегодня.
Сложнейшее произведение не слишком известно, так как исполнялось в СССР всего несколько раз и с большими трудностями, пресса о нем практически не писала, хотя в «Поэтории» были задействованы общепризнанные исполнители (Г. Рождественский – дирижер; А. Вознесенский – поэт; хор, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и народная артистка РСФСР Людмила Зыкина).
Андрей Вознесенский вспоминал первое исполнение «Поэтории» в Большом зале консерватории в Москве: «"Поэторию" нашу постоянно не разрешали к исполнению. Великие палочки Г. Рождественского, Е. Светланова, И. Гусмана, Ю. Темирканова вопросительно замирали: разрешат – не разрешат? При первом исполнении "Поэтории" в Большом зале разрешающий телефонный звонок последовал всего за несколько секунд до звонка в зрительном зале. Еще бы! Щедрин в "Поэторию" ввел церковные колокола, "Матерь Божию", хоры. Лет за 20 до разрешения торжеств тысячелетия Крещения Руси свел песнопение с концертной музыкой, ввел впервые в консерваторский зал авангардную пожарную сирену – так что публика во время репетиции ринулась к выходу, считая, что случился пожар, – а это, может быть, и было пожаром?».