26.09.2011 | 10:43

Миланская коллекция старинных крестов и распятий выставлена в Эрмитаже

Один из залов Государственного Эрмитажа, а именно Синяя спальня Зимнего дворца, находится теперь, временно, «Под сенью креста». Это название выставки западноевропейских крестов и распятий из частной итальянской коллекции. Кресты процессионные, алтарные, настольные, снабженные реликвариями, то есть специальными ларцами для хранения. Собранные вместе, они служат наглядной иллюстрацией того, как на протяжении 12 столетий менялся главный христианский символ. Рассказывают «Новости культуры».

Самый ранний памятник этой коллекции относится к VIII веку и происходит из Византии. Нам еще нет Спасителя, но 39 других экспонатов позволяют проследить трансформацию изображения этого образа на протяжении 12 веков. Ранние романские кресты представляли Христа в роли всемогущего правителя, готового бороться за распространение Веры. Готика сместила акценты. Бог все более начинает походить на обычного человека проделавшего скорбный земной путь.

«Это показывает Христа прежде всего человеком страдающим, – рассказывает Марта Крыжановская, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа. – Основная идея такого Христа, что человек приходит к бессмертию через страдание».

Одна из особенностей коллекции в том, что представленные кресты не имеют отношения к признанным центрам декоративно-прикладного искусства Европы, эти памятники средневековья создавались большей частью при старых церквях в малоизвестных провинциях. По оценке посла Италии в России выставка одинаково важна для наших стран.

«Мы знаем, что в России кроме распятия есть много других изображений и символов религиозного характера, – говорит Антонио Дзанарди Ланди, посол Италии в России. – Это иконы с русскими святыми, и обязательная троица – Спаситель, Богородица и святой Николай, но для итальянцев нет ничего важнее Распятия, оно есть в каждом итальянском доме».

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа считает, что «крест важен для всех культурных традиций мира».

Миланский коллекционер Джованни Кова Минотти собирал средневековые кресты, когда большинство подобных памятников уже заняли свои места в фондах крупнейших европейских музеев. Предположение о сказочном богатстве итальянских провинций возникает одновременно с досадной догадкой об истощении рынка антикварных предметов в России.