26.09.2011 | 10:58

"Заложники пустоты" в Третьяковской галерее на Крымском валу

На одной из площадок IV Московской международной биеннале современного искусства совершается попытка показать то, чего нет. В Третьяковской галерее на Крымском валу открылся специальный проект - «Заложники пустоты». Кстати, этой темой художники заинтересовались еще в конце XIX века. Так что в «заложниках» оказались не только московские концептуалисты, но и хрестоматийный Шишкин и произведения соцреализма. В пустоту заглянула и съемочная группа «Новостей культуры», и кое-что все-таки там обнаружила.

Пустота таит в себе бесконечное количество возможностей. Одна из них позволяет воспользоваться ею как изобразительным методом. Художники поняли это еще в конце XIX века, а в XX – пустота заняла большую часть пространства полотна, постепенно став самостоятельным объектом для художника. Множество примеров – на специальном проекте Московской биеннале.

«Работа Немухина «Пляж», честно говоря, вызывает у меня смутное чувство тревоги, - говорит галерист Татьяна Проворова. – Возможно, именно потому, что экзистенциальная пустота представлена там отсутствием моря – на ней не изображено моря и то, что это пляж понятно только из ее названия».

Эксперименты с пространством группы «Колллективные действия» Андрея Монастырского соседствуют с привычными классическими пейзажами и заново открытыми работами 20-х годов – как «Небо и окурок» Сергея Лучишкина.

«В центре этой работы вы видите совершенно пустое пространство, это – след человека, отсутствующего персонажа», – говорит куратор выставки Кирилл Алексеев.

Ассами в исследовании пустоты искусствоведы признают московских концептуалистов – в 70-х Виктор Пивоваров показывает, как автор может минимально вмешаться в пространство полотна, а Илья Кабаков создает серию «На серой бумаге»

«Идея в том, чтобы вы умели вглядываться в произведения, – говорит Алексеев. – Малейшие отличия цветового колера вы тут различаете при опять же внимательном рассмотрении – он заставляет зрителя смотреть».

Надпись, сделанная с помощью пыли – она тоже о пустоте. Эту работу Анатолий Осмоловский с большим успехом показывал в 2001 году в Антверпене. По словам художника, «идея этой конкретной работы заключается в том, что люди прошли, походили по выставке, подняли пыль, и она осела в виде фраз».

Исследовать пустоту предлагают и фотографы – чистые листы могут стать выражением социального протеста. А могут просто предложить подумать о бесконечном количестве возможностей, скрытых в идеально белом пустом листе бумаги.

Все материалы темы>>>