26.09.2011 | 19:37

Иконы Казанского собора на выставке в Академии художеств

200-летие со дня освящения отмечает в эти Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге. Музей Академии художеств впервые показывает посетителям уникальные документы, которые имеют отношение к строительству храма: на них имеется подпись создателя Казанского собора, архитектора Андрея Воронихина. Также представлены макеты закладных досок, образцы камней, из которых построен собор. И главное – впервые вместе показывают иконы, которые были написаны специально для храма. Рассказывают «Новости культуры».

Они встретились лишь спустя двести лет, когда под одной крышей их объединила Петербургская Академия художеств. Все эти годы иконы Казанского собора хранились в тринадцати разных музеях страны. Только теперь, когда они вместе, видно, что их создавали разные, но преданные одной идее люди – преподаватели и выпускники Академии.

«Это единственное реальное изображение архитектора. Мы видим фрагмент купола Казанского собора, творца с его творением. Интересно, что Казанский собор присутствует и на портрете Строганова», – говорит старший научный сотрудник Елена Иванова.

Над зданием, которое обошлось русской казне почти в пять миллионов рублей, работали десять лет. Считается, что именно со строительства этого храма начался золотой период российского зодчества. В конкурсе проектов участвовали лучшие европейские архитекторы, но власти доверили создание собора бывшему крепостному Воронихину. Документы, подписанные победителем тендера, впервые показывают публике.

«Они вообще принадлежат этому музею, а так – из коллекции Долгороукого, который купил их в Рязани у наследника, племянника архитектора», – продолжает Елена Иванова.

В Рафаэлевском зале Академического музея – история создания, в Тициановском – история жизни собора. Здесь Казанский представлен как памятник воинской славы 1812 года. Сюда свозили трофеи: знамена и ключи от завоеванных городов, иконы и маршальские жезлы.

Самые эффектные моменты юбилейных торжеств перенесли на площадь перед собором. Невский проспект перекрыли, чтобы пропустить военный оркестр. К памятникам маршалам-победителям – Кутузову и Барклаю де Толли – возложили цветы. А сам Казанский усыпали белыми хризантемами под звуки первого гимна демократической России – финального хора из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя».

Читайте также:
Патриарх совершил литургию в честь 200-летия Казанского собора

Казанский собор готовится к юбилею

Казанскому собору вернут прежний облик