07.05.2013 | 10:35

Актёры МХТ предлагают начать жизнь с чистого листа

Актёры МХТ предлагают начать жизнь с чистого листа. «Начнем все сначала» - новый спектакль театра, поставленный американским режиссером румынского происхождения Адрианом Джурджиа. За последний год это уже второй спектакль, который Джурджиа ставит в Москве. В сентябре 2012 года в Театре Пушкина он выпустил «Чужаков» по пьесе Энни Бэйкер. И вот - снова обращение к творчеству молодого драматурга, которого Джурджиа называет «американским Чеховым наших дней». В реальных проблемах выдуманных героев разбирались «Новости культуры».

Публику в этот вечер приглашают даже не в зрительный зал, а на трибуну для болельщиков. Ощущения странные. Актеры вместо того, чтобы выходить на сцену, здесь появляются то ли на баскетбольной площадке, то ли в спортзале.

Пока публика рассаживается на этих трибунах, студенты театральной школы Олега Табакова исполняют свои первые роли в МХТ. Играют настоящий баскетбольный матч. Потом двери спортзала открываются для этих пятерых. Юрист, столяр, школьница, бывшая артистка и ведущая то ли актерских курсов, то ли психотренингов. Раз в неделю эти непохожие друг на друга люди собираются вместе, чтобы выполнять, порой, весьма странные упражнения.

«Они бегут каждый от своих комплексов, от того, что они не могут рассказать никому вокруг. И благодаря этим упражнениям они раскрываются, доходят до каких-то исповедей», - объясняет заслуженная артистка России Полина Медведева.

В оригинальном переводе название этой пьесы звучит как «Зеркальное превращение по кругу». Каждый персонаж здесь примеряет на себя маску другого. Рассказывает не о себе, а о партнере, чтобы этот партнер мог посмотреть на себя, как в зеркало. История, считает Игорь Золотовицкий, насквозь американская. В России пока не привыкли вот так, на коллективных занятиях ,изливать свою душу постороннему человеку.

«Сюжет внутри таких детских упражнений. И в этом прелесть, и в этом сложность, потому что упражнения мы импровизируем. И вот сейчас еще не знаем, какие импровизации у нас будут», - говорит заслуженный артист России Игорь Золотовицкий.

Импровизация во время спектакля – это то, чего требует американский режиссер Адриан Джурджиа. Как настоящий тренер, за перемещениями своих подопечных по баскетбольной площадке, он, не отрываясь, наблюдает все два часа спектакля. Соглашается: такая драматургия – документальная, где действия совершенно не важны – для русских актеров непривычна. Тем интереснее работать.

«Я очень люблю русскую культуру, изучаю ее. И когда я ставил этот спектакль, все время держал в голове пять слов, для которых в русском языке невозможно подобрать рифму. Это – солнце, песня, ветер, жизнь и смерть. Я считаю эти слова главными не только в творчестве, но и в жизни», - отмечает режиссер Адриан Джурджиа (США).

Жизнь героев этой постановки как побег от одиночества - не слишком удачный. Они наблюдают за жизнью даже очень близкого человека, словно за баскетбольным матчем – сопереживают, но так ничем и не могут помочь.

Новости культуры