27.09.2011 | 10:12

"Прогулки в тишине" - графика Петра Дика

Выставка Петра Дика открылась в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля. Работы одного из самых ярких российских графиков последней четверти XX века хранятся в лучших отечественных собраниях – Третьяковской галерее, Русском музее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Но крупнейшая в России коллекция произведений мастера находится в Омске. Эта экспозиция получила название «Прогулки в тишине». Рассказывают «Новости культуры».  

«На моих выставках должно быть не более пятидесяти работ» - говорил Петр Дик. В экспозицию Омского музея изобразительных искусств вошло 49 листов мастера. А накануне открытия выставки вдова художника Кира Лимонова презентовала сибирским музейщикам еще одну работу. И вот – ровно полсотни пастелей Петра Дика – приглашают на «Прогулку в тишине».

«Где-то в дневниках я нашла запись, где он говорил, что мне всегда хотелось человека погрузить в состояние тишины. Только в тишине можно услышать собеседника, внимательно посмотреть на какие-то вещи. Нужна тишина и для того, чтобы подумать и работы смотреть», - говорит вдова художника Кира Лимонова.

«Вычитание случайностей» - так определял художник свой творческий метод, отметая в своих работах все лишнее в поисках сути. В этом ему помогала и образная емкость японской поэзии, которую Петр Дик очень любил. Его картины лаконичны по композиции и отражают внутреннее состояние человека, герои как бы замерли, прислушиваясь к движению своей души.

«Валерий Турчин – известный искусствовед – сказал так: «Работы Дика – это некие колодцы в глубину пространства и времени»», - отмечает куратор выставки Светлана Черноок.

Родившийся на Алтае, Петр Дик учился сначала в Свердловском художественном училище имени Шадра, а затем в Московском высшем художественно-промышленном училище. Подлинно творческое самоопределение пришло к нему на владимиро-суздальской земле, где он плодотворно работал последние три десятилетия своей жизни. Художник разработал оригинальную авторскую технику пастели по наждачной бумаге - сухую пастель мастер наносил на наждачную или велюровую бумагу. При этом красочный слой он сознательно не закреплял, чтобы не нарушать естественную бархатистую фактуру.

«Близкие вспоминают, что он работал даже пальцем. И часто стертыми у него бывали кончики пальцев оттого, как он по наждачке втирал», - рассказывает Светлана Черноок.

«Я не работаю с натуры, но я работаю с натурой», - такую запись художник оставил в одном из своих блокнотов. Вошедшие в экспозицию жанровые композиции, натюрморты и портреты, созданные в разные годы, в полной мере отражают характерные черты творчества Петра Дика. А тревожная и заманчивая «Тишина» приглашает на безмолвный разговор с ее автором.