27.09.2011 | 10:16

Продолжается международный фестиваль театров кукол имени Образцова

Дань почтения и признательности кукольному волшебнику ХХ века Сергею Образцову, празднование 110-летия со дня его рождения и 80-летия знаменитого театра кукол, который носит его имя – это то, ради чего в Москву съехались лучшие кукольники разных стран. Сегодня на сцене международного фестиваля «Образцовфест» две постановки, у которых много общего. Обе можно назвать компиляциями рассуждениями. То есть по страницам, и по мотивам. Вольно, смело, широкими шагами и с любовью к публике. Это кукольная фантазия «По ту сторону Гоголя» и «Любовь к одному апельсину» по сказкам Карло Гоцци. Рассказывают «Новости культуры».

Труффальдино, король Сильвио, парочка интриганов, замышляющих дворцовый переворот, принц-недоросль….Герои Гоцци те же, только история другая. Вместо трех апельсинов – один. Драматург Владимир Синакевич переписал культовую пьесу Гоцци и сделал кукольную небылицу, с трюками и превращениями. Год назад ее поставил Николай Боровков. Питерский режиссер давно протоптал дорожку в Ярославль. Знает, о чем и как говорить со своими зрителями.

«Общение с детьми дефицитно сегодня, – говорит режиссер. – Простое человеческое общение. Без 3D, чтобы папа мама поговорили с ребенком, и театр восполняет этот пробел».

Ярославский – первый в России профессиональный театр кукол. На их спектакли не пробиться – последние 20 лет работают на аншлагах. «Апельсин…» не только для детей, но и для взрослых. Каждый год в репертуаре два-три новых названия, но проблемы финансирования ярославским кукольникам знакомы. На постановках экономят – бюджет в пять раз меньше, чем надо. По словам Дмитрия Стрекалова, директора Ярославского театра кукол, «приходится не рисковать» и отказываться от экспериментальных работ.

В короткий перерыв публика меняется. Дети уходят, приходят взрослые. Многие наслышаны о новом спектакле лауреата «Золотой маски» Бориса Константинова. «По ту сторону Гоголя» он писал по письмам самого мистическая писателя – кукла тоже получилась мистическая.

«Чтобы был конфликт, я поселил в Гоголя Черта, – говорит Константинов. – Он словно говорит, «я не тот, за кого вы меня принимаете». Гоголь здесь, как двуликий Янус, его образ постоянно меняется. Одному режиссеру не справиться.

Актеры работают в технике черного кабинета. Растворяются в темноте. Практически невидимки. Кажется, что все на сцене живет и движется само по себе.

Здесь даже знакомые персонажи – другие. Пульхерия Ивановна из «Старосветских помещиков» оживает на глазах. Одну такую куклу водят пять человек. Перья тоже с секретом. Они, как в балете, двигаются четко под музыку.

Засушенный школьной программой Гоголь, здесь притягивает как магнит. А от его героев, которые в школе навевают скуку, здесь невозможно оторваться.

Читайте также: 

Стартовал VI Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова