30.04.2013 | 19:36

«Края разрыва» - произведения Анатолия Комелина

В расхожей шутке о том, что задача скульптора – отсечь от исходного материала все лишнее, лишь доля правды. А иногда её и вовсе нет. Скульптор Анатолий Комелин цель своих поисков поясняет строкой из Бродского: «Соединить края разрыва меж душой и телом». «Края разрыва» - такое название получила выставка мастера в Государственной Третьяковской галерее. Рассказывают «Новости культуры». 

«Я вырос из этих штанишек». Эту фразу Анатолий Комелин повторяет часто. Не изменяя материалам - в основном это дерево и камень, всегда стремясь к минимализму, художник каждый раз придумывает себе новую планку, поднимается на октаву выше. Вырастает из того или иного жанра. Автопортеты уже два года как не создает - на выставке их несколько вариантов. Один из самых необычных – тот, над которым работал 25 лет.

«Этот автопортрет я начинал в 80-х годах, вот здесь была трубка и волосы на голове, и постепенно он стоял, и я его подтягивал за собой, я сейчас и не курю и волос не так много на голове, и я его каждый раз подправлял, - признается художник и скульптор Анатолий Комелин.

«Замочный» период Комелина тоже остался в прошлом. Сам художник за творческий его не считает, говорит, это годы «слесарного труда». Как-то он не смог найти нужного размера замка в магазине. Сделал сам - из куска водопроводной трубы. Процесс увлек. Новая вершина – замок с необычными ключами или совсем без них. Вариантов как открыть – множество, и каждый - оригинальнее предыдущего. «Чтобы его открыть, нужно просто перевернуть его вверх ногами, и тогда он открывается», - объясняет Комелин.

Сегодня Комелин работает в двух направлениях - совершенно полярных, но дополняющих и продолжающих друг друга. Это - масштабные объекты, через которые художник решает проблемы пространства, и рельефы для православных храмов.

«То, чего мне не хватает, и в чем я себя ограничиваю в больших вещах, то я добираю, какие-то детали в маленьком, в работе над рельефами», - отмечает Анатолий Комелин.

Свои условные экспериментальные объекты Комелин создает нервно, напряженно. Работа над церковными произведениями для него – это свет, умиротворение и растворение. В экспозиции - шесть каменных рельефов. Их показывают впервые. Созданы для праздничного чина иконостаса Храма Воскрешения Христова в Переделкине. Продолжающие традиции романского и древнерусского искусства, оригинальные, выразительные и очень искренние.

«Он пришел к своим 60 годам, что все тщетно все не ценно, не интересно, кроме любви, и темы, которые у него присутствуют в рельефах, и вот весь этот цикл, это и есть самое главное, это про нашу жизнь сегодня», - рассказывает куратор выставки Людмила Марц.

Новейший этап в его творчестве – самый сложный для осмысления. Даже специалисты не все его понимают, но принимают безоговорочно. Эти Комелина работы сравнивают с его ранним «замочным» этапом, когда кажется, что кода, ключа нет. Но он есть – просто открыть «замок», то есть понять смысл, можно лишь, отбросив привычный алгоритм действий.

Новости культуры