06.05.2013 | 15:54

Алиса Порет - роковая дама русского авангарда

В Москве впервые за три десятилетия открылась выставка Алисы Порет. Ее называли роковой дамой русского авангарда. Жизнь Порет складывается в роман: его иллюстрированные страницы по крупицам собраны на выставке. Среди из первых их рассмотрели "Новости культуры".

Любимая ученица Филонова, возлюбленная Хармса. Алиса Порет – одна из самых ярких женщин бурлящих 20-х годов прошлого столетия, талантливая художница с томным взглядом Греты Гарбо.

"Это было совершенно невероятное явление, невероятный человек, поскольку она являлась осколком совершенно иного пространства временного, других эпох, других состояний человеческих", – подчеркивает художник Игорь Макаревич.

Поначалу копировавшая манеру своих великих учителей, с годами художница становилась все более независимой в своем творчестве. Особняком в нем стоит серия квазиреалистических "портретов от Порет". Кажется, что они принадлежат кисти разных художников. 

"Алиса постоянно экспериментировала. Ей интересна была модель, и она ее ставила в какую-то необычную форму. Это такой своего рода игровой сюрреализм, когда она придумывала сюжеты и свою модель помещала в какой-то определенный исторически контекст", – поясняет куратор выставки Ильдар Галеев

Глубокие и драматичные портреты чередуются с по-детски наивными полотнами. Когда начались гонения на авангард, Порет стала рисовать для детей. Книги с ее иллюстрациями расходились миллионными тиражами. 

Алиса Порет – автор иллюстраций к первому изданию "Вини Пуха" на русском языке. Вечно взволнованный Пятачок, грустный Иа, неуклюжий Пух – сразу видно, что это не звери, а ожившие плюшевые игрушки. Кстати, именно ее рисунки стали прообразами героев всеми любимого советского мультфильма. 

Порет создавала сказочный мир на своих полотнах, в то время как реальный рушился вокруг нее. В 1942 году в лагерях погиб ее второй муж, саму художницу обвинили в формализме. Ее тогдашние ученики вспоминают: она как будто отгородилась от происходящего. В доме в Брюсовом переулке царило вечное начало ХХ века.

"Там все было выстроено, как она представляла себе. Там вместо люстры висела клетка для птицы, – замечает художница Елена Елагина– Она всегда была в хорошем настроении, всегда держалась молодцом, всегда у нее было чисто, и она всегда говорила безумно элегантно".

Полотно под страшным названием "Ничто"  множество разноцветных точек, наслаиваясь друг на друга, превращаются в кромешную темноту. Ее последняя картина, написанная за четыре года до смерти, будто собрала все зло и страх, которым Алиса Порет не дала проникнуть в свою жизнь.

Новости культуры