28.09.2011 | 09:46

Третий Виолончельный фестиваль открылся в Москве мировой премьерой произведения Вангелиса

В Москве открылся третий международный виолончельный фестиваль Vivaсello. Единственный в России и один из немногих в мире фестиваль, посвященный этому инструменту, один вид которого внушает особое уважение. А его звучание когда-то заворожило музыкантов, которые стали выдающимися. Среди первых - Мстислав Ростропович, памяти которого был посвящен концерт открытия. Главный вдохновитель фестиваля – один из лучших российских виолончелистов Борис Андрианов. Рассказывают «Новости культуры».

На концерте-открытии сразу две мировые премьеры. Одно из сочинений закончено две недели назад. У музыкантов практически не было времени на подготовку – всего одна репетиция. И провел эту единственную репетицию Борис Андрианов за полчаса до начала концерта.

«Если люди хорошие музыканты, они понимают с подмигивания, с кивка головы предвосхищают те действия, которые должен сделать партнер – не страшно», – говорит Андрианов.

Элегия для виолончели и струнных посвящена памяти Ростроповича. Автор сочинения – Вангелис. Конек этого композитора – музыка электронная, работая над первым в своей жизни классическим произведением, композитор обратился к лирическому жанру.

Еще одна мировая премьера – «Последняя колыбельная» или как ее называют «Колыбельная на конец мира» Антони Жерера. Шестиминутную пьесу Александр Рудин, как и Борис Андрианов, играет после единственной репетиции – накануне. Нотный материал был у Алесандра Рудина, которому пьесу прислал сам автор полтора года назад. Исполнить «Колыбельную» французского композитора виолончелист решился лишь только сейчас. По его словам, эта музыка «призывает думать, сыграешь, хочется еще подумать, перечувствовать».

За дирижерским пультом, а потом с альтом в руках Юрий Башмет. Маэстро вспоминает как когда-то он выступал на одной сцене с Мстиславом Ростроповичем.

«Он считал, что я с альтом повторяю его путь с виолончелью, – говорит Башмет. – Этот инструмент вывел на большую эстраду».

Потомок Феликса Мендельсона, виолончелист из Британии Стивен Иссерлис, тоже помнит, как выступал в свое время с Ростроповичем.

«Мы играли в Питере, в Сан-Франциско, – вспоминает он. – Я помню его слова за кулисами. Как он произносил их. А еще, когда, например, звучал Чайковский – как он улыбался. Эту улыбку не забыть».

Эти музыканты утверждают – виолончель сегодня серьезный конкурент скрипке и фортепиано. А учитывая, сколько сочинений современные композиторы пишут для виолончели с оркестром, этот инструмент, может быть даже более востребован. Что и демонстрирует этот фестиваль.

Читайте также: 

В главной роли – виолончель