30.04.2013 | 19:47

"Края разрыва" - выставка скульптора Анатолия Комелина

В расхожей шутке о том, что задача скульптора – отсечь от исходного материала все лишнее, есть лишь доля правды. А иногда ее и вовсе нет. Скульптор Анатолий Комелин цель своих поисков поясняет строкой из Бродского: "Соединить края разрыва меж душой и телом". "Края разрыва" – такое название получила выставка мастера в Государственной Третьяковской галерее. Рассказывают "Новости культуры".

"Я вырос из этих штанишек" – эту фразу Анатолий Комелин повторяет часто. Не изменяя материалам  в основном это дерево и камень, всегда стремясь к минимализму, художник каждый раз придумывает себе новую планку, поднимается на октаву выше. Вырастает из того или иного жанра. Автопортеты уже два года как не создает  на выставке их несколько вариантов. Один из самых необычных – тот, над которым работал 25 лет.

"Этот автопортрет я начинал в 1980-х годах. Вот здесь была трубка и волосы на голове, и постепенно он стоял, и я его подтягивал за собой. Я сейчас и не курю, и волос не так много на голове, и я его каждый раз подправлял", – рассказывает художник

"Замочный" период Комелина тоже остался в прошлом. Сам художник за творческий его не считает. Говорит, это годы "слесарного труда". Как-то он не смог найти нужного размера замка в магазине, сделал сам из куска водопроводной трубы. Процесс увлек. Новая вершина – замок с необычными ключами или совсем без них. Вариантов как открыть множество, и каждый оригинальнее предыдущего. 

"Чтобы его открыть, нужно просто перевернуть его вверх ногами, и тогда он открывается", – поясняет автор.

Сегодня Комелин работает в двух направлениях  совершенно полярных, но дополняющих и продолжающих друг друга. Это масштабные объекты, через которые художник решает проблемы пространства, и рельефы для православных храмов. 

"То, чего мне не хвататет и в чем я себя ограничиваю в больших вещах, я добираю какие-то детали в маленьком, небольшом, в работе над рельефами", – продолжает Анатолий Комелин

Свои условные экспериментальные объекты он создает нервно, напряженно. Работа над церковными произведениями для него – это свет, умиротворение и растворение. В экспозиции представлено шесть каменных рельефов. Их показывают впервые. Созданы они для праздничного чина иконостаса храма воскрешения Христова в Переделкине. Продолжающие традиции романского и древнерусского искусства, оригинальные, выразительные и очень искренние.

"Он пришел к своим 60 годам к тому, что все тщетно, неинтересно, кроме любви самой большой. И темы, которые у него присутсвуют в рельефах, и весь этот цикл – это и есть самое главное, это про нашу жизнь сегодня", – подчеркивает куратор выставки Людмила Марц.

Новейший этап в его творчестве – самый сложный для осмысления. Даже специалисты не все его понимают, но принимают безоговорочно. Эти работы Комелина сравнивают с его раннним "замочным" этапом, когда кажется, что кода, ключа нет. Но он есть: просто открыть "замок" – то есть понять смысл, можно лишь отбросив привычный алгоритм действий.

Новости культуры