30.04.2013 | 19:38

Юбилей режиссера Виталия Мельникова

85-летие отмечает Виталий Мельников. С юбилеем известного кинорежиссера поздравил президент Владимир Путин. Мельников – петербуржец не по рождению, но "по призванию": более полувека на "Ленфильме", здесь снял все свои ленты. И чествовать мастера будут сразу на нескольких площадках Северной столицы. Завтра юбиляр выстрелом из пушки откроет выставку в Петропавловской крепости. Поклонники увидят не только знакомые вещи из любимых картин, но и редкие снимки из личного архива режиссера. А с 5 по 8 мая в Петербургском доме кино пройдет ретроспектива фильмов Виталия Мельникова. Рассказывают "Новости культуры".

Мальчик завороженно смотрит на луч кинопроектора. Вместо экрана – белая простыня на стене избы и черно-белые кадры без звука. Это сцена не только из фильма Виталия Мельникова. Это из его детства в далекой сибирской деревушке. Там во время войны, в эвакуации, он уже показывал большое кино  крутил ручку динамо-машины.

"Я впервые почувствовал себя кинематографистом, когда мне было 13 лет. Десять минут ролик идет, значит нужно постоянно крутить эту ручку. И я вот так с детства увидел это как какое-то чудо. Когда на этом вот клочке люди начинают сосуществовать с теми тенями, которые движутся по экрану, живут этим", – вспоминает режиссер.

Так и закрутилось. Учеба во ВГИКе, на курсе у самого Юткевича – именно его фильмы смотрел Мельников во время тех сельских киносеансов. Распределение в Ленинград, где долго снимал документальные фильмы. Зато первая игровая картина сразу же принесла известность.

В Советском Союзе фильм "Начальник Чукотки" посмотрели 16 миллионов зрителей. А ведь снимать Михаила Кононова в главной роли поначалу не давали  мол, идеологически неверный типаж. Вот и название "Семь невест ефрейтора Збруева" сочли слишком вольным, но в прокате кино имело невероятный успех. Правда, сам режиссер никогда не стремился, как теперь говорят, быть в мэйнстриме. Он сознательно шел против течения. 

Фильм "Отпуск в сентябре", например, снимали почти подпольно в Карелии, без декораций и под совсем другим названием. "Пока есть время" – сценарий начальству представили как пропагандистскую картину о борьбе с пьянством. Хотя с экрана говорили не только об этом. Цензоры ленту похвалили, но позже забраковали. Целых восемь лет она пролежала на полке. Тиражи других картин в это время безудержно сокращали. Но зрители все равно пачками присылали Мельникову письма и телеграммы. Потому что его ленты, всегда пронзительные, трогательные, душевные, о судьбах простых людей, их терзаниях, надеждах и мечтах, в которые хочется верить.

"Мне хотелось, чтобы с экрана узнавали жизнь. Я тоже зритель, я пытаюсь вместе с ним, со зрителем, размышлять, смеяться. Если нам вместе смешно или нам вместе горько, я чувствую себя счастливым, потому что это моя задача и цель моей жизни, в общем", – признается мастер. 

Те, кто хоть раз сталкивался с Мельниковым на съемочной площадке, знают: он добивается скрупулезной точности. Это авторские раскадровки, правки от руки в сценарии и пометки для монтажа: "Вырезать, сыграно небрежно". 

Он не учит актеров  – наоборот, дает возможность раскрыться. В этом, убеждает, и есть сила режиссуры. В свои 85 мастер по-прежнему верен себе и продолжает работать. Пишет очередной сценарий и снова автобиографичный. "Кино для вождя" – теперь уже о первых шагах в профессии. Экранизировать, впрочем, можно и всю его жизнь в кино. Об этом у Мельникова вышла целая книга, и все равно кажется, что многое осталось за кадром.

Новости культуры