18.09.2012 | 19:46

Музей Глинки открывает тайны своих фондов

Легкий гений Моцарта продолжает волновать не только постановщиков его опер, но и исследователей творчества композитора. Так, интересные версии построили моцартоведы вокруг его портрета. Это один из самых ценных экспонатов коллекции Музея музыкальной культуры имени Глинки. Весной хранилище отметило 100 лет со дня основания, но основные торжества, научные конференции, выставки пройдут в октябре. «Новости культуры» заглянули в музейные фонды и стали первыми, кто увидел будущие экспонаты. 

За семью печатями, за железной дверью… Попасть сюда можно только в сопровождении хранителя фонда Любови Лаптиной. Даже трудно поверить, что в этом, в общем-то, не очень большом помещении хранится 7 тысяч работ. Секрет прост – эргономично организованное пространство. Сразу картины не бросаются в глаза, они размещены на выездных планшетах.

«Вот как раз портрет Рубинштейна, а это Головин к "Руслану и Людмиле"», – показывает хранитель фонда изобразительных материалов Любовь Лаптина.

По каждой работе этой коллекции можно изучать не только искусство живописи, но и историю музыки.

«А это гордость музея – прижизненный портрет Моцарта. Портрет художника Грасси. XVIII век», – продолжает Любовь Лаптина.

Портрет Моцарта не только предмет гордости, но и объект научных споров. Австрийский источниковед Юрген Кехель датирует его 1785 годом. В этот период Моцарт и Грасси действительно активно общались. Но ни одного упоминания о портрете в документах того или более позднего периода не встречается. Это дает повод усомниться во времени его написания. Российский исследователь Алексей Наумов относит портрет к началу XIX века. Он утверждает, что костюм Моцарта не характерен для XVIII века и сильно отличается от одежды на других изображениях композитора. Более позднее происхождение портрета подтверждается и открытиями специалиста по Моцарту Павла Луцкера. По гербу на обороте картины он установил, что портрет принадлежал Михаилу Судиенко, современнику и приятелю Пушкина, а, возможно, даже был написан по его заказу. 

«По скудным сведениям мне удалось выяснить, что в 20-е годы, в начале карьеры, он, будучи молодым человеком, младшим военным чином, попал на Запад. Скорее всего, в Дрездене сопровождал дипломатическую миссию. Вероятнее всего, он мог приобрести этот портрет в те времена, когда был в Западной Европе. Тем более, что есть пересечения с художником, который писал этот портрет», – отмечает кандидат искусствоведения, музыковед Павел Луцкер. 

Коллекция отдела изобразительного искусства Музея имени Глинки постоянно пополняется. Микроскопически малая ее часть находится в залах. Остальные работы – гастролеры на тематических выставках. Экспозиция, посвященная вековому юбилею музея, представит раритеты, которые затем вернутся в хранилище. Новые исследователи будут разгадывать их тайны.