28.09.2011 | 19:39

Завершена реставрация галереи Гонзаго

В Государственном музее-заповеднике «Павловск» завершены работы по воссозданию знаменитой галереи Гонзаго. Она – единственный объект в Павловском дворце, который до сих пор не был восстановлен после значительных разрушений Великой Отечественной войны. Выдающийся итальянский архитектор-декоратор Пьетро Гоназго создал на стенах галереи семь живописных панно с иллюзорными изображениями лестниц и галерей. Завершение работ по возрождению памятника культуры приурочено к празднованию года Италии в России. Рассказывают «Новости культуры».

Галерея Гонзаго – одна из легенд дворцовых резиденций Петербурга, сохранившая обаяние архитектурных затей XVIII века и возвращающаяся к зрителям после полувекового забвения. В начале века XIX, восхищаясь иллюзионом Пьетро Гонзаго, столичные журналисты писали, что собаки разбивают об эти стены носы, а птички, залетевшие в несуществующие коридоры, просто падают замертво. Задолго до работы в Павловском дворце в Россию венецианского художника пригласил князь Юсупов. При дворе Гонзаго занял пост главного оформителя Эрмитажного театра.

Императрица Екатерина созывала столичных аристократов на спектакли, которые длились по три часа и состояли преимущественно из меняющихся декораций мастера перспективы. В эфемерном оформительском искусстве Гонзаго не было равных, но сам автор мечтал о чем-то более значимом и долговечном, как рассказывает заместитель директора ГМЗ «Павловск» Людмила Коваль, даже подавал свой проект Исаакиевского собора.

Нереализовавшийся архитектор напомнил о своем потенциале в самой необычной галерее Павловского дворца. Романтические лестницы и коридоры уводят зрителя в мир архитектурных фантазий.

В ХХ веке судьба этого шедевра сложилась трагически. Большая часть фресок погибла в январском пожаре 1944 года. Сохранившиеся фрагменты приобрели красный оттенок. После войны большинство музейных специалистов считали, что пригородные дворцы не подлежат восстановлению.

«Вообще-то, если следовать венецианской хартии, надо было здесь оставить все как есть, но если так, то и дворец можно было бы не восстанавливать», - говорит директор ГМЗ «Павловск» Николай Третьяков.

Иконографической основой для реставрации послужили копии, выполненные художниками Вейсом и Константиновским в 1938 году. Техника росписи по сырой штукатурке, естественная для Италии или средневековой Руси, но редко встречающаяся в Петербурге, потребовала от мастеров навыка работы без права на ошибку.

Извечная проблема фресок, будоражившая умы культурной общественности еще с середины ХХ века – близость росписей к земле и, соответственно, влаге и доступность галереи.

К идее застекления галереи негативно относятся в инспекции по охране памятников. Утвержден проект создания невысоких изгородей, которые должны задержать зрителей на безопасном расстоянии от фресок.

В XIX веке пространство галереи Гонзаго использовали для хранения тропических растений. Вдоль колоннады натягивали подобие театрального занавеса. Схожий вариант защиты фресок и сегодня рассматривается дирекцией театрального музея. Занавес, как один из театральных атрибутов, сопровождал великого декоратора большую часть жизни.

Гонзаго скончался в 1831 году во время эпидемии холеры, место его захоронения неизвестно. Также до нас не дошло ни одного портретного изображения мастера.

Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России">>>