29.04.2013 | 19:35

Борис Эйфман снова обратился к Достоевскому

Вся деятельность Бориса Эйфмана – это стремление доказать, что "психологический театр – привилегия не только драмы". Балеты Эйфмана критика называет образцами сценического психоанализа. Однако даже пластический метод исследования темных сторон человеческой души нуждается в постоянном совершенствовании. В эти минуты на сцене Петербургской консерватории Борис Эйфман представляет новую версию балета "По ту сторону греха" по роману Достоевского "Братья Карамазовы". Рассказывают "Новости культуры".

"Посмотрите, пожалуйста, кулисы и ориентируйтесь по кулисам. Ниже портала не выходить" – вот так спокойно и уверенно хореограф дает последние указания. Солисты, кажется, тоже совсем не волнуются перед премьерой. Балет "По ту сторону греха" многие из них уже танцевали в предыдущем прочтении. В 1995 году Эйфман ставил первую версию "Братьев Карамазовых". Успех тогда был ошеломляющий. В общей сложности спектакль играли 160 раз. Не только в России, но и в Германии, Франции, Испании и Соединенных Штатах. Именно за "Карамазовых" Эйфман получил высшую театральную премию Петербурга "Золотой софит". Однако спустя 18 лет он решил по-новому взглянуть на философию романа. 

"Мой любимый Достоевский, мой любимый роман "Братья Карамазовы" – это все заставило меня возродить этот спектакль в репертуаре, но на новом уже уровне. Мы помучались, конечно. Я даже не думал, что будет так, в общем-то, мучительно. Помучались и создали спектакль, за который мне сегодня не стыдно", – признается Борис Эйфман

В прошлой редакции сюжет романа отошел на второй план. В этой, как говорит сам хореограф, Достоевского гораздо больше. Глубокий символизм романа подчеркивают обновленные декорации, свет и, конечно, другая – авангардная  пластика. Неизменной осталась музыка: Рахманинов, Мусоргский и Вагнер. А вот состав персонажей в этой версии балета новый. Единственную женскую роль  Грушеньки  танцует Нина Змиевец. 

"Мне нравится чувствовать, что я объединяю вокруг себя четырех мужчин. Это ответственно, но в то же время интересно, потому что множество конфликтов и ситуаций завязано именно на этом персонаже, на Грушеньке", – замечает солистка Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана

Спектакль уже видели в Казани и Минске. Зрители и критики приняли его на ура. Если и в городе Достоевского новый балет оценят, Эйфман смело сможет сказать: идти к совершенству можно уже по проложенной однажды дороге. 

Новости культуры