29.09.2011 | 10:21

Масштабная ретроспектива работ Уильяма Кентриджа открылась в "Гараже"

Свои работы он называет «исследованиями» – а исследует южноафриканский художник Уильям Кентридж все сферы жизни. Он измеряет температуру «горячих точек», изучает русский авангард, делает спецпроекты для Лувра, экспериментирует в оперной режиссуре – его постановку «Волшебной флейты» показали даже в Ла Скала, - а в эти дни оценить многогранность его интересов может и Москва. Уильям Кентридж лично представил свою выставку «Пять тем» в центре современной культуры «Гараж». Рассказывают «Новости культуры».

Он рисует, стирает и снова рисует. На старых коллажах, на обрывках газет, редко – на чистой бумаге. Соединяет графику, анимацию, скульптуру и музыку в нечто ироничное по форме – серьезное по содержанию.

«Вот произведение о беженцах, о людях в пути, об ищущих укрытия, – рассказывает Кентридж. – Но это путешествие без четкого конца. А это рисунок о течение времени. Дым. Пепел… Я спросил себя, чем они были до того? Ведь была же какая-то история».

Уильям Кентридж прославился в 90-е, после создания короткометражных анимационных фильмов о режиме апартеида. С тех пор его темы – войны и революции. А сам он всегда на стороне жертв. Сейчас Кентридж – один из самых модных южноафриканских художников. Особенно популярен в Америке. Искусствоведы называют его интеллектуальным автором.

«Он говорит об этих катастрофах не вульгарным примитивным прямолинейным языком, как это часто сегодня бывает, а действительно изобрел свой стиль, насыщенный тонкими интонациями, образами», – рассказывает куратор центра современной культуры «Гараж» Юлия Аксенова.

Его вдохновляет не только современность. Три года назад Кентридж решил прочесть Гоголя. Больше всего понравился «Нос». Изучил одноименную оперу Шостаковича. Для этого специально приезжал в Петербург. И создал собственную постановку. В прошлом году она с успехом прошла в Нью-Йорке.

«Здесь вы видите краткий пересказ моей оперы, фрагменты, – говорит художник. – Если говорить в общем, то все это – абсурд. Он должен нас наталкивать на понимание истории последних 80 лет».

Кентридж использовал старую фото- и кинохронику, вживляя беглый нос почти в каждый кадр. Вот он случайно оказывается на балерине Анне Павловой. А здесь танцует вместе с военным. Беглому носу уделен на выставке целый зал».

«Я считаю, что «Нос»- это произведение, относящиеся к раннему модернизму, – говорит Кентридж. – Гоголь настоящий абсурдист. Он предвосхитил модернизм, и это сейчас восхищает меня».

Восхищать москвичей своими абсурдными произведениями Уильям Кентридж будет до декабря. В программе визита ожидаются дискуссии и перформансы. Одним из них под названием «Я не я, и лошадь не моя» художник надеется особенно удивить публику.