29.04.2013 | 11:57

В Лейпциге проходят гастроли Московского Синодального хора

Московский Синодальный хор – участник культурных программ «перекрёстных годов» Россия-Италия, Россия-Испания, а теперь и Россия-Германия. В старинных немецких соборах коллектив исполнял музыку Баха и нашего современника – Митрополита Илариона. Эти гастроли поддержали диалог между православием, католицизмом и лютеранством. В поездке Московский Синодальный хор сопровождали корреспонденты «Новостей культуры».

Поля за окном – совсем как родные. Можно и забыть, что это – поезд Мюнхен-Лейпциг.

Гастрольный график Московского Синодального хора – очень напряженный. Репетиция, концерт – переезд – репетиция, концерт. В Лейпциге кроме основного выступления – важная миссия.

На службу в русском храме-памятнике в Лейпциге приехал митрополит Илларион. Вечером хор будет исполнять его сочинение – в лютеранском соборе. А сейчас – православный молебен о павших бойцах. Этот храм открыт ровно сто лет назад – в память о битве народов, которая произошла двести лет назад. Тогда под Лейпцигом – в крупнейшей битве с Наполеоном – русские и немецкие солдаты сражались бок о бок. На этой поминальной службе все знаково и символично.

«Сто лет назад здесь пел именно синодальный хор на праздновании юбилея битвы народов и на открытии храма», – говорит настоятель Свято-Алексиевского Храма-памятника русской славы в Лейпциге протоиерей Алексей (Томюк).

Храм никогда не закрывался. Ни в первую мировую, ни во времена ГДР. В последние годы прихожан особенно много. Лейпциг – популярен среди эмигрантов из Восточной Европы. Сегодня это демократичный, современный город. Тут приветствуют смелые эксперименты. Рядом с историческими – здания из стекла и бетона. Но сердце Лейпцига– все же, лютеранское. По легенде в XIII веке на это место перенесены мощи апостола Фомы. В 1539-м году в этом соборе провел службу реформатор Мартин Лютер.

Томаскирхе – важнейшая достопримечательность города. XIV век. Классическая готика. Памятник Баху тут, скорее, не символ, а указатель. Музыкальный гений всех времен и народов долго жил в Лейпциге, и 27 лет руководил хором мальчиков этого храма. Во всем мире почитатели его творчества уверены – в этом месте до сих пор обитает дух великого композитора.

Выступление синодального хора в историческом месте открылось, конечно, сочинением Баха. Музыканты признаются: испытали переживания, описать которые непросто.

«Когда находишься в этих стенах, чувствуешь, что они наполнены божественными звуками, – признается руководитель Московского Синодального хора Алексей Пузаков. – И эти звуки, может быть, сейчас физически не слышны, но это как раз одно из тех мест на земле, где человек наиболее близко становится к Богу. Потому что музыка Баха – это как вот лестница в небо».

Особые отношения с Бахом и у митрополита Илариона. «Страсти по Матфею» немецкого гения он считает величайшим музыкальным творением в истории.

«Помню, что 12-летним мальчиком я впервые приехал в этот город, – рассказывает митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). – Тогда еще здесь была Германская Демократическая Республика, мы приехали с мамой, я купил несколько хризантем для того, чтобы возложить на символическую могилу Баха, которая находится внутри этого храма. Его музыкальное творчество оказало на меня очень глубокое влияние. И когда мне пришла идея написать “Страсти по Матфею”, то перед моими глазами был, прежде всего, этот великий образец».

Но в своей версии Страстей Иларион взял за основу не шедевр Баха, а православную «Службу 12 Евангелий». «Страсти по Матфею» Илариона – не церковное сочинение. Предназначено для концертного исполнения. Для автора это возможность передать всем христианам дух православной церкви.

Когда затих последний аккорд, зрители еще долго не расходились. На русском и немецком вели разговор о музыке, о Боге. Границы между языками и культурами, кажется, на время исчезли.

Новости культуры