26.04.2013 | 19:45

В "Современнике" поставили "Горячее сердце" Островского

В "Современнике" сегодня премьера. "Горячее сердце" Александра Николаевича Островского – автора для этого театра неожиданного. Остросатирическую пьесу молодой режиссер Егор Перегудов решил в жанре "поэтической комедии", отказавшись от обличительного пафоса. Текст пьесы сохранен практически полностью, но в нем появились иные интонации, новое – "современниковское" – звучание. Рассказывают "Новости культуры".

У Островского была река, здесь везде вода. Ее льют, пьют, ей обливаются и поют. Не купеческий город Калинов, а абстрактная пожарная часть. Ее дежурный постоянно на сцене. Чтобы периодически тушить "горящие сердца" героев. Классику, которая очень тесно привязана к эпохе, режиссер хотел сделать вневременной. Островский для него не только сатирик и бытописатель, он поэт. И эта комедия обозначена как "поэтическая".

"Мы шли именно за поэзией. Вы знаете, как его современник и друг Аполлон Григорьев сказал про него? "Он пишет не про быт, не про самодуров, не про “лучи света в темном царстве”, он пишет про потерявшиеся где-то когда-то жизни", – говорит Егор Перегудов

Проследить, как они потерялись и как теряли  кто совесть, кто честь, кто любовь. Именитый купец Курослепов, городничий Градобоев, ухажер Вася Шустрый. Как всегда, у Островского фамилии более чем говорящие, и здесь они отыграны сполна. Главный богач в городе – Тарас Тарасович Хлынов. 

"Сильный мира сего" уже не знает, куда девать деньги и как еще повеселиться. Не радует даже любимая игрушка. У Островского "некая лодка", здесь превратилась в настоящий пепелац из культового фильма. Его прототип – реальная подводная лодка конца XIX века "Порт Артурец". Наскучит Хлынову играть и человеческими судьбами.

Показать не классическую лубочную героиню из учебника хотела Светлана Иванова. Ее наивная и самая сердечная здесь Параша – очередная бунтарка в "темном царстве". Актриса говорит: играть было больно, но понятно. 

"Она сумасшедшая, потому что ее все не устраивает, но при этом она ничего не предлагает взамен. Она предлагает все разрушить, но она не знает, что надо построить на новом месте – такая очень сегодняшняя история", – отмечает Светлана Иванова

Актуальным звучит и девиз ее отца Курослепова: "У кого больше капитала, у того больше и чести". Но к финалу, правда, он изменится:

"У Курослепова,который покрыт панцирем, через который не достучишься до души, до совести, где-то вдруг это все спадает, и просыпается совесть. Деньги не самое главное, наверное, в жизни", – поясняет заслуженный артист России Василий Мищенко.

Все время самодуру Курослепову кажется, будто небо валится. На сцену оно упадет взаправду. Здесь не играют Островского, а скорее играют в Островского. Но эта образность не меняет финал. Хочется "уж не то чтобы счастия, – говорит Параша, – хоть бы жить-то по-людски".

Новости культуры