30.09.2011 | 08:50

Не стало кинорежиссера Татьяны Лиозновой

Не стало Татьяны Лиозновой. Автора фильмов, каждый из которых становился событием – не просто кинематографическим, но событием в жизни миллионов зрителей. «Семнадцать мгновений весны», «Евдокия», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал». Татьяна Михайловна говорила, что всю жизнь снимала одну ленту – о честности и преданности. Требовательная, принципиальная, бескомпромиссная, она оставалась такой и в жизни, и на съемочной площадке. Рассказывают «Новости культуры».

«Семнадцать мгновений весны» – ее главная работа. Каждый раз, после очередного показа фильма на адрес Татьяны Лиозновой приходили сотни писем от зрителей.

А ведь режиссером она решила стать, когда училась в авиационном институте. Поступила во ВГИК на курс самого Герасимова. Профессора сначала хотели отчислить девочку, которой, как им казалось, не хватало жизненного опыта. Но своими учебными работами доказала: профессии достойна. Во ВГИКе поставила студенческий спектакль. На главную роль «Кармен» пригласила свою однокурсницу – Инну Макарову

«У нее был талант, творческий, она очень чувствовала людей. Она была художником. Очень большим художником», – вспоминает Макарова.

Выпускница-отличница Татьяна Лиознова получила распределение на киностудию имени Горького. Но сразу как-то не сложилось. Несколько лет она ждала своего часа. Работала помощницей Герасимова на съемках фильмов «Молодая гвардия», «Таинственная находка», «Земля и люди». Переломным стал 58-й. Татьяна Лиознова сняла картину о Великой Отечественной «Память сердца».

«Это качество – говорить своим языком, серьезным языком, и быть интересным очень многим – оно уникально, – считает режиссер Андрей Эшпай. – Это вот тот ритм внутренний, тот особый дар, гениальный, который был у этого удивительного человека, хрупкой, небольшой маленькой женщины».

«Замечательное ощущение жизни, какое-то очень свое, очень определенное и которое человек готов отстаивать до конца. Вот у меня от нее было всегда такое ощущение», – говорит режиссер Владимир Хотиненко.
  
Лиознова одинаково любила открывать новые имена и открывать что-то новое в уже известных актерах. Это в ее фильмах в свое время блистали в необычных образах Людмила Хитяева, Татьяна Доронина, Олег ЕфремовВячеслав Шалевич, сыгравший в двух ее картинах «17 мгновений» и «Три тополя на Плющихе», всегда удивлялся ее легкости на площадке.

«Она лиричная и пронзительная женщина – я никогда не забуду, как она ходила вокруг магнитофона и слушала эту песню Пахмутовой, – говорит Шалевич. – Я ее спрашиваю, что вы ее слушаете все? «Я хочу, чтобы она в фильм вошла, но пока не знаю как», – отвечает Лиознова. Она умела импровизировать внутри сценария».

Она часто импровизировала в кадре, придумывая что-то на ходу. Так знаменитой сцены встречи Штирлица с женой в сценарии не было. На эту идею Лиознову натолкнул разведчик-консультант. Он рассказал случай из своей жизни, который тут же попал в картину. Ее фильмы вообще особенные. 

«Лиознова относилась как раз к числу тех женщин, которые можно сказать доказывали, вообще право женщин быть режиссерами и быть очень хорошими, успешными режиссерами, это, конечно огромная потеря для нашего кино, для нашей культуры», – говорит Карен Шахназаров

Художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман говорит о том, что «ушла режиссер, обладающая действительно гениальными качествами режиссера, ушла интеллигентная женщина, ушла режиссер, которая обладала огромной эрудицией».

На площадке она могла вести разговоры по душам, а через секунду неожиданно давала команду «Мотор» и превращалась в другого человека. В работе она выкладывалась полностью и никого не щадила.

«Меня поразило, что женщина могла так всех поставить, – вспоминает народный артист России Эммануил Виторган. – При ней не было, во всяком случае у меня на глазах, никаких срывов производственных и все было подготовлено очень четко всегда, очень ясно».

После ее «Карнавала» Эльдар Рязанов восхищался: «Сделать комедию, на которой публика пятнадцать минут хохочет так, что не слышно музыки, - такое надо суметь!»

«Кто мог предположить, что режиссер, снявший «17 мгновений», сделает «Карнавал», - восхищается народный артист СССР Олег Табаков

Татьяна Лиознова перестала снимать еще в середине 80-х. Говорила, что не понимает, чем дышит новый зритель. И в этом снова проявился ее характер - сильный, честный, бескомпромиссный.

Все материалы о Татьяне Лиозновой>>

Ушла из жизни Татьяна Лиознова>>>