30.09.2011 | 12:08

Булгаковский "фарс-мажор" на сцене театра Станиславского

"Фарс-мажор" по булгаковской пьесе "Иван Васильевич" в постановке Александра Горбаря станет первой премьерой сезона в Драматическом театре имени Станиславского в субботу, сообщили в пресс-службе театра.

В июне 2011 года театр Станиславского сменил художественного руководителя: на место Александра Галибина, вовлеченного в затяжной конфликт с труппой, пришел Валерий Белякович, ранее создавший и возглавлявший столичный Театр на Юго-западе. "Иван Васильевич" станет первой премьерой при его руководстве.

По словам Александра Горбаря, его постановка - один из редких опытов сценического воплощения этой булгаковской пьесы, известной многим зрителям по фильму Гайдая.

"Мы задумали и начали эту работу еще при Александре Галибине. Сменившему Галибина на посту художественного руководителя театра Валерию Беляковичу тоже пришлась эта идея по душе, и мы продолжили работу над спектаклем. Интересно, что еще ничего не зная о приходе Беляковича, мы пригласили на главную роль Валерия Афанасьева - артиста Театра на Юго-Западе, который он возглавлял. Так что "чудеса по Булгакову" начались уже тогда.

Как и со всеми произведениями Булгакова, на долю "Ивана Васильевича" выпало немало испытаний. Михаил Афанасьевич написал пьесу для Театра Сатиры в 1935 году, а опубликована она была только в 1965-м. В первоначальном варианте ее герои попадают в будущее, что показалось небезопасным цензуре, и тогда Булгаков решил отправить их в прошлое", - рассказал Горбарь.

Жанра спектакля решили определить как "фарс-мажор", соединив в этом названии комедийные мотивы, водевильный лубок и форс-мажорные ситуации, в которые попадают персонажи.

"Эту пьесу Булгакова, в которой, как и во всех его произведениях, соединены комедия и боль, смех сквозь слезы, мы старались прочитать ее через болевые точки, - сказал режиссер. - А сегодняшняя боль - это во многом и ностальгия по хорошему прошлому. Мы хотели сделать основной упор на психологическое ощущение ситуации, на любовь и власть - темы, пронизывающие время и пространство".

В новом спектакле много музыки, танцев, песен. В постановке использована музыка, характерная для булгаковских времен - танго и регтайм, а также русский музыкальный фольклор XVI века.

Горбань отметил, что все артисты в этом многонаселенном спектакле замечательно поют и танцуют.

"Многие драматические артисты делают это впервые. Кто-то даже и не подозревал о своих вокальных данных, - признался режиссер. - У многих обнаружились прекрасные голоса с убедительным диапазоном. В этой работе я почувствовал, что артисты сегодня какие-то брошенные, "бесхозные", с ними мало занимаются и не думают о том, чтобы открыть какую-то новую грань в том или ином актере. А у них огромное желание работать, пробовать, экспериментировать Они с энтузиазмом и удовольствием занимались с педагогами репетиторами по вокалу и пластике".

В создании спектакля "Иван Васильевич" приняли участие сценограф Андрей Тимошенко, художник по костюмам Ирина Титоренко и балетмейстер Владимир Игнатюк.