19.09.2012 | 10:22

В музее-усадьбе "Царицыно" представлены знаменитые скульптуры Родена

 

Из Петербурга в Москву переехала выставка «Огюст Роден». Экспозиция международного проекта, которая уже путешествовала по Европе, Азии и Австралии – теперь представлена в музее-заповеднике «Царицыно». У посетителей выставки есть уникальный шанс – увидеть «Мыслителя» и вместе с ним погрузиться в созерцание внутреннего мира Родена. Рассказывают «Новости культуры».

Выставка начинается прямо под открытым небом. Четыре огромные скульптуры – «Мыслитель», «Поцелуй», «Граждане Кале» и «Бальзак» перед входом в Царицыно. Кто вспомнит, что «Поцелуй» вообще-то из белого мрамора, а не из бронзы, а «Мыслитель» установлен на могиле скульптора? Организаторы не скрывают: все 42 скульптуры, которые привезли в Москву, были отлиты в 90-х годах уже прошлого века по оригинальным гипсовым формам Родена, однако по французскому законодательству эти работы не считаются копиями. Авторство каждого экспоната подтверждает специальный сертификат.

«Теоретически, завтра может появиться коллекционер, который соберет такую же коллекцию как у меня, – говорит коллекционер Патрик Карпентье. – С небольшими работами это еще возможно. Их тираж составляет 25 экземпляров. Однако с большими скульптурами, такими как «Мыслитель» или «Поцелуй» это невозможно, они уже никогда не будут тиражироваться».

Хотя гарантировать это вряд ли кто-то возьмется. Впрочем, главный вопрос этой выставки не в том, можно ли считать оригинальными работами скульптуры, отлитые всего 15 лет назад? А в том, почему именно произведения Родена, даже после тиражирования – не выходят в тираж. Причем даже когда речь идет не о самих работах, а о набросках – это скульптурная композиция называется «Врата ада», она выполнена по «Божественной комедии» Данте. Именно для «Врат» была создана скульптура «Мыслителя».

«Он установлен на вратах сверху, смотрит на то, что происходит, там девять кругов ада, – рассказывает искусствовед Александра Ильина. – Как сказал сам Роден, «Мыслитель» думает не только головой, но и всем своим телом».

Талант воплощать в скульптуре человеческое тело сыграл с Роденом злую шутку. Его знаменитую работу «Бронзовый век» поначалу приняли за слепок с тела натурщика, так точно Роден изобразил фигуру бельгийского солдата, который ему позировал. Спустя некоторое время французские власти заказали ему памятник Бальзаку. Роден и здесь всех удивил. Современники скульптора искренне потешались над писателем, одетым не то в халат, не то в монашескую рясу. С таким оригинальным Бальзаком французы смирились только через 40 лет, и установили в Париже. Сегодня даже копии роденовских работ – предмет гордости лучших музеев мира.

Читайте также: 

Работы великого Родена в Москве>>>