03.10.2011 | 10:11

Мировая премьера спектакля "Иокаста" - на фестивале "Соло"

Моноспектакль – сложнейший театральный жанр. Далеко не каждый артист решится выйти на сцену и остаться с залом один на один. Именно для таких и организован фестиваль «Соло». В этом году на Международный театральный смотр приглашены актеры из России, Италии, Украины, Словении, Литвы. На его открытии состоялась мировая премьера спектакля «Иокаста», поставленного известным греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. Рассказывают «Новости культуры».  

В первые дни на фестивале «Соло» сразу три спектакля, в основе которых – древнегреческие мифы. Три женские истории – Медеи, Иокасты и снова Медеи – рассказывают актрисы из Словении, Греции и Якутии. Правда, от древних греков, в них – почти ничего не осталось. Мировая премьера крошечного моноспектакля «Иокаста» – большое событие, ведь его режиссер – Теодорос Терзопулос – знаменитый интерпретатор древнего жанра - на этот раз взял трагедию Софокла «Царь Эдип». Пьесу по мотивам написал его ученик – Яннис Контрафурис – закончил ее всего за несколько дней до смерти. Отсюда – очень личное отношение к работе и режиссера, и актрисы.

«Мы используем этот тазик в первой сцене. Вода – это и слезы, и кровь. А еще такие используют в больницах. И поскольку пьеса была написана именно там, то это также напоминание о всех людях, которые сейчас страдают. Очень символично и очень просто. А вообще – я влюблена в эту пьесу», - объясняет актриса София Хилл (Греция).

Обычные законченные фразы уже не удовлетворяют современный театр. Текст пьесы – бессвязный – отдельные слова, точно бьющие в цель. На обломках слов, на обрывках памяти Иокаста строит свой личный кошмар.

«Греция несет на плечах тяжелый груз античности. Прошлое давит на спину Грецию. Иокаста – мать, жена – отражает проблемы современной нашей страны и современного человека. Экономические, исторические, моральные. Иокаста это - сама Греция», - говорит режиссер Теодорос Терзопулос(Греция).

Степанида Борисова – актриса якутского театра «Олонхо» – перевоплотилась в одинокую Медею. В основе постановки – пьеса Хайнера Мюллера «Медея материал». Этот текст без начала и конца, без знаков препинания, без ритмического строя. Именно такой показался актрисе идеальным для сочетания с якутской песенной традицией. Это первый моноспектакль Борисовой - перед московской премьерой проверяет одной ей очевидных партнеров.

Медея Степаниды Борисовой – Медея-язычница, Медея-шаманка. Ее история – о том, как прошлое напоминает о себе каждую секунду. Медея снова и снова проходит по сцене, как по кругу своей жизни – прообразом такого движения стал круговой якутский календарь.

Еще одна соло-Медея приехала из Словении. Для актрисы Мойтины Журцер спектакль «Плач Медеи» поставил ее муж, режиссер Сашо Журцер. У творческого семейного союза за плечами уже больше десятка моноспектаклей.

«Современный человек всегда одинок. Поэтому нас так интересует его внутренний мир, как раз, когда он один – на сцене, как и в жизни. Моноспектакль, по-моему, самая современная форма театра», - считает режиссер Сашо Журцер (Словения).

«Плач Медеи» - история о последних часах жизни женщины – завистливой колдуньи и матери-убийце своих детей. В только ей понятном, бессловесном ритуале она как будто оглядывается назад, заново проживая страшную жизнь. Движение и плач – все, на что у нее остались силы.

Сюжеты древних мифов режиссеры уже не пересказывают. Их интересует только трансформация чувств… И та форма, которая проявляет это наиболее точно. Многонаселенная древнегреческая трагедия сегодня сконцентрирована в одном человеке.